Интеллектуальная борьба | Большие Идеи

? Психология


Интеллектуальная борьба

Все, что мы совершаем с нашим телом, отражается в нашем сознании и влияет на мышление

Автор: Михаил Рахлин

Интеллектуальная борьба

читайте также

Самые эффективные CEO мира

Осторожно: очередной бум

Джулиан Биркиншоу

7 инструкций по грамотной дистрибуции цифрового контента

Джейсон ДеМерс

Как Xiaomi стала IoT-гигантом

Амитава Чаттопадхай,  Хайян Ян,  Цзинцзин Ма

Начать нашу колонку хочу словами главного героя из известного всем фильма «Брат-2»: «В чем сила, брат? Я вот думаю, что сила в правде: у кого правда, тот и сильней!». Все верно. Однако любое проявление силы должно быть подкреплено интеллектом. Это простая истина, аксиома, не требующая доказательств, точно так же, как ни у кого не вызывает сомнения утверждение, что сложно в чем-либо преуспеть, не обладая определенными знаниями и способностями. Вместе с тем принято считать, что карьеру в профессиональном спорте, пожалуй, за исключением шахматистов, делают за счет развитой мускулатуры, повышенной выносливости или точных бросков. Действительно, медали и титулы добываются через физические нагрузки, через ежедневную работу над своим телом — и так из года в год. Но и физическую силу следует развивать с умом. Большая ошибка думать, что спорт — это сообщество людей-киборгов, поигрывающих мускулами, высоко прыгающих, быстро бегающих, «думающих» ногами или кулаками с IQ ниже 90. Характеристика «спортсмен-интеллектуал» — далеко не преувеличение.

Японский мастер единоборств, основоположник айкидо, Морихэй Уэсиба писал: «Победа для нас — это победа над противоречивым умом в самих себе. Нужен такой ум, который хочет служить миру для всех людей во всем мире, а не такой, который хочет быть сильным и тренироваться только для того, чтобы свалить противника». Философия современных боевых искусств заключается в совершенствовании физических и ментальных аспектов личности, гармонизации характера и душевного состояния. С древних времен сенсеи, обучая своих учеников приемам борьбы, одновременно тренировали гибкость их интеллекта.

Дзюдо, что в переводе с японского означает «мягкий путь», часто называют интеллектуальной борьбой. Да, на татами нужно думать. Задача — переиграть соперника, затратив минимум усилий, поймав его на ошибке. Полагаться только на свою физическую силу здесь, как и в любом другом деле, будет ошибкой, так как всегда найдется кто-то, кто сильнее, быстрее, ловчее. В ходе тренировок, отрабатывая приемы, дзюдоистов учат побеждать, используя силу соперника против него самого. То есть, совершенствуя свою технику, спортсмены одновременно развивают стратегическое мышление, умение за короткое время принимать решение, позитивно мыслить. А также они используют дыхательные техники, которые помогают управлять телом и контролировать собственные эмоции, расслабляться или, наоборот, быстро сосредоточиться.

Все, что мы совершаем с нашим телом, отражается в нашем сознании и влияет на мышление. В единоборствах от поединка к поединку человек развивает способность к самоанализу, учится быстро реагировать на изменения, принимать решения и, главное, доверять себе. Чем выше уровень мастерства, тем большее удовлетворение приносит ему преодоление трудностей, которые он воспринимает уже не как препятствия, а как очередной вызов, шанс вновь убедиться в собственной состоятельности.

Выше я упоминал о том, что в единоборствах будет большой ошибкой полагаться исключительно на свою физическую силу. Всегда есть риск потерпеть поражение от менее сильного соперника, умело пользующегося гибкостью не только своего тела, но и ума — чтобы разгадать тактику соперника и на долю секунды опередить его действия. Поэтому неудивительно, что дзюдоист с меньшим весом может выиграть у более «тяжелого».

Схватка на татами — это тонкая тактическая игра, в которой возможно победить, еще не совершив какого-либо движения, используя лишь сознание соперника. Позволяя сопернику двигаться первым, всегда есть шанс оценить его силу и затем атаковать. Одно из правил будо звучит так: «Не пытайтесь победить, нанеся удар. Наносите удар уже победив». То есть выигрывает тот, кто действует последним (какой безрассудной ни казалась бы нам эта установка), кто искусней владеет одновременно умом и телом, кто умеет гибко использовать силу соперника против него же. Добиться этого возможно, тренируя свое тело и ум в гармонии и единстве.

Этические принципы дзюдо повторяют все основные положения древнего самурайского кодекса чести, бусидо, согласно которому воин должен быть мужественным, скромным, уважительным к другим. Задача тренера, мастера — воспитать своих подопечных благородными и достойными людьми. Перед началом поединка по традиции спортсмены обязательно приветствуют друг друга поклоном, подтверждая таким образом готовность бороться честно и по правилам, а по его завершении, поклонившись, благодарят друг друга за помощь в изучении дзюдо.

А начиналось все много веков назад с приемов для ведения рукопашного боя, которым обучали воинов. Родиной боевых искусств считают Индию. Древние боевые искусства были примитивны и не фокусировались на развитии сверхвозможностей человеческого тела. Со временем они распространились в Китае, Японии, Корее, Вьетнаме, Индонезии, Таиланде, трансформировавшись в самые различные школы, системы и стили. По сей день боевые единоборства называют искусством, потому что к схватке с соперником, как и к любому другому делу, нужно подходить творчески. Сегодня боевые искусства подразумевают особый путь, который дает человеку духовную свободу и силу быть самим собой.

Одной физической силой, природным талантом в дзюдо, как в любом другом виде спорта, многого не добьешься. Без образования в современном мире делать нечего. Посмотрите на наших тренеров. Все они — умнейшие люди! Ведь, чтобы воспитать хорошего спортсмена, тренер должен быть и педагогом, и психологом, и менеджером-стратегом, и отцом или матерью. Тут же вспоминаю своего отца, который всегда считал, что спортсмены наравне с деятелями науки, культуры формируют элиту государства, и требовал от своих ребят не только качать мышцы в зале, но и сочинения писать о смысле жизни и о героях нашего времени. Из мальчишек и девчонок, занимавшихся в его секции, он воспитывал прежде всего порядочных, целеустремленных людей, ставил характер, волю к победе и уже потом тренировал технику. Многие его ученики впоследствии сделали успешную карьеру: кто в спорте, а кто — в бизнесе или политике.

И напоследок хочу процитировать один из моих любимых афоризмов, позаимствованный у harsh-менеджеров: «Победителей не только не судят, их еще и боятся. А также любят и уважают за то, что они с умом применяют свою силу».