Будьте эгоистами. Любите себя сильнее. | Большие Идеи

? Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Будьте эгоистами. Любите
себя сильнее.

Вот вам урок лидерства: будьте эгоистами. Любите себя сильнее.

Авторы: Виджей Говиндараджан , Шрикантх Шринивас

Будьте эгоистами. Любите себя сильнее.

читайте также

Что не так с вашими ценностями

Доминик Хоулдер,  Дональд Сулл

Добиваетесь ответа? Поможет стикер

Кевин Хоган

Страдания молодого начальника

Линда Хилл

Как управлять людьми на тонущем корабле

Эми Галло

Вот вам урок лидерства: будьте эгоистами. Любите себя сильнее.

Но для того, чтобы этот совет был эффективным, нам необходимо понять, что такое эгоизм. Эгоиста обычно определяют как «человека, думающего исключительно о себе». Когда мы слышим, что какой-то генеральный директор ведет себя, как эгоист, первое, что нам, скорее всего, приходит в голову – это мысль о том, что руководитель удовлетворяет свои личные материальные интересы засчет интересов компании». Если имеется в виду именно такое положение вещей, то это весьма прискорбно и абсолютно неприемлемо. Но есть и фундаментально отличный от этого подход к пониманию эгоизма. Если руководители эгоистично относятся к своим чувствам, выигрывают от этого не только они, но и те, кто их окружает, включая компании, которыми они управляют.

Чтобы стать эгоистом в правильном смысле слова, лидеры должны перестать себе вредить и начать вести себя выгодным для себя образом. Задумайтесь над следующими вопросами: какие ментальные аспекты эгоизма могут помочь нам как лидерам? Какие вредные ментальные состояния нам необходимо минимизировать или устранить, и какие полезные ментальные состояния нам следует развивать и культивировать?

Первый шаг к тому, чтобы стать эгоистичным руководителем, - это убрать вредные эмоции и негативные влияния, которые отвлекают нас от ясного и эффективного принятия решений. Возьмем, например, гнев. Когда мы сердимся, в нашем организме выделяются нейротрансмиттеры, известные как катехоламины, которые дают нам прилив энергии. Наш сердечный ритм учащается, кровяное давление повышается, дыхание также становится чаще. Наше внимание концентрируется и замыкается на объекте гнева, так что ни на что другое мы внимания уже не обращаем. Мы готовы сражаться или убегать. В джунглях такое состояние нам бы очень пригодилось, но в современном мире, где все эти эмоции настигают нас сидящими за офисным столом, им некуда идти и они застревают внутри нас – или, хуже того, выплескиваются вовне, на наших работников. Связанное с выработкой адреналина возбуждение, вызванное гневом, может длиться много часов, а иногда и дней: оно понижает порог нашего гнева, так что чем дальше, тем легче мы приходим в рассерженное состояние, вновь и вновь. Таким образом, мы легко можем попасть в заколдованный круг гнева. Задайте себе один простой вопрос: «Как руководитель – принял ли я когда-нибудь правильное решение, будучи рассерженным и не контролируя свои эмоции?».

Все негативные состояния сознания дают похожие эффекты. Они имеют тенденцию засасывать нас в ловушку заколдованного круга. Список негативных состояний включает в себя ненависть, недоброжелательность, мстительность, страх, зацикленность на себе, уверенность в своем превосходстве, ревность, зависть, беспокойство, нервозность и депрессию. Вещества, вызывающие эти состояния могут накапливаться в течение долгого времени, а результатом может стать целый набор психосоматических заболеваний. Если мы осознаем, что эти эмоции наносят нам вред, и будем стремиться избавиться от них ради себя самих, мы, фактически, поможем одновременно и себе, и другим. В конце концов, мы распространяем то, что имеем, только увеличенное во много раз. Как говорится, что посеешь, то и пожнешь. Если вы подкармливаете свой гнев, он растет. Так что когда мы находимся в подобных состояниях, мы распространяем негативную энергию на всех, кто нас окружает. Это расшатывает моральное равновесие, подрывает боевой дух и снижает работоспособность. Иными словами, самое эгоистичное, что мы можем сделать – для себя и для окружающих – это свести эти негативные состояния к минимуму, а в идеале, избавиться от них навсегда.

Вторым шагом к овладению полезным эгоизмом должно стать то, что принесет нам самую большую выгоду. Это позитивные ментальные и психологические состояния: эмпатия, доброта, сочувствие, доброжелательность, прощение, бескорыстие, альтруизм и благодарность. Эти состояния вызывают выработку серотонина, окситоцина и других, связанных с ними, гормонов, которые снижают уровень стесса, укрепляют нашу иммунную систему, и значительно уменьшают нашу склонность к психосоматическим заболеваниям. Находясь в таких состояниях, мы заражаем позитивной энергией окружающих людей и пространство, в котором мы функционируем как лидеры. Помните, что мы распространяем то, что имеем, только увеличенное во много раз. Наше позитивное состояние создает более благоприятную атмосферу, повышает боевой дух и стимулирует продуктивность.

Для лидеров и руководителей, принимающих ответственные решения, так же немаловажен тот факт, что эти гормоны значительно увеличивают ясность мышления, помогая нам логически анализировать идеи, быть креативными, видеть вопросы с разных точек зрения, глубже проникать в суть проблем и быстрее принимать решения, выгодные для всех, включая нас самих. Кто бы мог подумать, что если если для начала сконцентрироваться на себе, можно достичь таких результатов?

Есть много способов, как освоить этот уровень эгоизма. Один из них – техника медитации, называемая «випассана», что значит видеть вещи такими, какие они есть на самом деле (а не такими, как они кажутся, или как мы хотим, чтобы они были, или как мы представляем их себе). Одним из главных качеств, необходимым лидерам в мире бизнеса, является как раз способность быстро видеть то, что не очевидно при поверхностном взгляде, и расшифровывать скрытые сигналы. Когда руководитель – эгоист, то ничто не затуманивает его или ее восприятие текущей реальности, как она есть – ни то, какой он или она хочет видеть эту реальность, ни то, как она выглядит, ни то, какой ее рисуют медиа.

Важное предупреждение: это легко понять, но достаточно трудно применить на практике. Но, поверьте, это стоит времени и усилий. Негативные эмоции вредны для нас – независимо от того, вредят ли они тому, на кого направлены, или нет. Осознание этого факта открывает нам путь к переменам.

Мы излучаем и распространяем то, что у нас внутри. Когда мы сердимся, мы не ограничиваемся внутренним переживаним гнева. Мы взращиваем и раскручиваем его, да еще и щедро «делимся» им с окружающими. Точно так же, когда мы испытываем сочувствие, мы и распространяем сочувствие. Поэтому нам как руководителям – особенно важно любить себя и прежде всего заботиться о своем внутреннем состоянии, так, чтобы мы могли делиться с окружающими позитивной энергией нашего эгоизма.