Вранье в отчетах как часть корпоративной культуры | Большие Идеи

? Психология

Вранье в отчетах как часть
корпоративной культуры

Глядя на красивый отчет, задумайтесь, не вранье ли в нем.

Автор: Александр Хайтин

читайте также

Пора увольнять

Рон Каруччи

Алексей Мордашов: как Индустрия 4.0 меняет управление

Алексей Мордашов

Как научиться управлять своей карьерой

Питер Друкер

Руководство по выживанию для лидеров

Хейфец Рональд

Отчетность должна выглядеть красиво, особенно если менеджер хочет получить премию и повышение, а не взыскание и увольнение. К сожалению, сплошь и рядом в красивую обертку оказываются завернутыми искаженные данные, а иногда и откровенная липа. При этом вранье в отчетности редко является самодеятельностью одного отдельно взятого менеджера. Зачастую оно становится негласной частью корпоративной культуры.

В компаниях, ведущих проектную деятельность, мне неоднократно приходилось обнаруживать неформальные запреты на ввод в систему учета полной фактической информации о трудозатратах. Вместо решения простой задачи фиксации использования рабочего времени на проекты в целом или отдельные задачи, менеджмент занимается «кройкой и шитьем» отчетности.

Как это делается? Допустим, проект A продан дорого и в нем есть резерв бюджета, а проект B продан на грани убыточности. По содержанию проекты крайне схожи. Поскольку в компании «не принято» делать проекты в убыток, на бумаге трудозатраты по проекту B вдвое ниже, чем затраты по проекту A. Когда же дело доходит до фактической реализации, отчетность обоих проектов «корректируется», чтобы оба выглядели прибыльными — на проект A записывается часть трудозатрат по проекту B.

Еще более интересная картина складывается при учете простоя работников. Даже в очень эффективной компании случаются простои. Однако видеть в отчете графу, которая прямо говорит об этом, руководству неприятно. И тут в ход идут ограничения и запреты. Мне известны случаи, когда в систему учета рабочего времени было заложено ограничение на различные непроизводственные затраты времени (обучение, простой и т.п.). Следствием такого ограничения было формирование красивой, но недостоверной отчетности. А для менеджеров стала привычной практика договариваться между собой о том, на какой проект списать тот или иной простой.

Также часто встречаются административные и технические запреты на фиксацию отклонений фактических показателей от плановых. Нередко ради этого затягивают утверждение плана до завершения периода. К этому моменту факт и план совпадают, что и требуется для красивой отчетности. Техническое решение, которое не позволяет ввести фактические трудозатраты, превышающие плановые, также встречается довольно часто, обеспечивая на бумаге полное соответствие плана и факта.

В результате подобных манипуляций отчетность, вместо того чтобы быть инструментом анализа для принятия решений, становится формальностью, средством демонстрации дисциплинированности и лояльности менеджеров. Немаловажный побочный эффект этого — крушение корпоративной этики, поскольку в практику вводятся подтасовки или, говоря простыми словами, вранье.

Особенно печально видеть, когда на фоне недостоверной отчетности и двойной бухгалтерии (в планах и отчетах одно, в реальности — совсем другое), начинаются проекты по совершенствованию, оптимизации и автоматизации управления. Их судьба практически предрешена.

Поэтому хочу обратиться к руководителям: глядя на красивый отчет, задумайтесь, не вранье ли в нем. Вспомните, зачем он вам нужен.