Снимите напряженность | Большие Идеи

? Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Снимите напряженность

Если наладить отношения в коллективе и снять психологическое напряжение, люди перестанут впустую тратить время, начнут больше доверять друг другу, спокойнее относиться к неприятностям и, как результат, лучше работать.

Автор: Стюарт Фридман

Снимите напряженность

читайте также

Узнайте, что нужно клиентам

Дункан Дэвид,  Карен Диллон,  Клейтон Кристенсен,  Тедди Холл

Когда стажеру за 40

Коен Фишман Кэрол

Возможно, мы учимся вовсе не на ошибках

Режим офисной свободы

Каумуди Мисра ,  Патрисия Геттингс ,  Эллен Эрнст Коссек

Когда в экономике начинается спад, руководители берутся повышать производительность — и требуют от сотрудников «поднажать как следует». Часто от этого больше вреда, чем пользы, и в глазах подчиненных вы видите лишь недовольство. Действуйте тоньше: открыто говорите с людьми о проблемах предприятия, о том, что рассчитываете на их помощь, но со­ветуйте им не забывать и о других сторонах жизни. Если у вас ­получится, то психологическое напряжение в коллективе исчезнет, люди перестанут впустую тратить время, будут больше доверять друг другу и спокойнее воспринимать неприятности, а в итоге — лучше работать. Представим себе: вы — руководитель, у компании дела идут неважно, что неминуемо должно отразиться на всех, и вам нужно сказать об этом подчиненной, которую вы считаете классным профессионалом. Сообщить эту новость можно по-разному.

• «Послушай, Сара: у нас неудачный год, так что, если хочешь получить хоть какую-нибудь премию, придется повкалывать».

• «Послушай, Сара: тебе сейчас достается, как и всем нам, но я уверен, ты справишься. Если нужна моя помощь, дай знать».

• «Послушай, Сара: знаю, тебе сейчас достается, как и всем нам. Да и кроме работы тебе хватает дел. Как бы ты не надорвалась. Давай подумаем, что нам сделать, чтобы ты больше успевала. Нам правда нужно, чтобы ты работала в полную силу!»

В первом случае вы выливаете на Сару ушат холодной воды и объясняете, что ее заработки зависят лишь от нее. Но вы не учитываете, сколько в жизни Сары проблем, что держит ее на плаву, к чему она стремится. Она в любой момент может сорваться, а вы так и не сказали ей ничего такого, что окрылило бы ее. Во втором случае вы показываете свое расположение и желание поддержать Сару, но ваши слова звучат вяло и расплывчато. Она просто не поверит в вашу искренность и готовность помочь и почти наверняка не станет работать иначе. Третий подход вернее приведет к нужному результату, поскольку, как я выяснил, чем больше внимания вы уделяете частной жизни подчиненных, тем выше их отдача на работе — особенно в трудные времена. Если Сара почувствует, что вы воспринимаете ее не только как сотрудницу, но и как личность, ее усердие возрастет. Естественно, хотя вы и даете Саре понять, что готовы идти ей ­навстречу, это не означает, что она может делать все, что ей заблагорассудится. Разрешите ей поэкспериментировать — например, на месяц изменить рабочий график, чтобы не ез­дить на работу в часы пик. Такие изменения ­должны отвечать интересам не только сотрудника, но и компании. В случае успеха они идут на пользу работе, семье, об­щественной и личной жизни, а к ней я отношу все, что связано с нашим здоровьем, умом и душой (подробнее об этом я рассказываю в статье «Победа на четырех фронтах», «HBR — Россия», август 2008). Когда людям дают право выбора, они перестают уходить с головой в работу и начинают уделять больше внимания другим сторонам жизни. Но в результате, как ни странно, они лучше себя чувствуют и больше успевают во всем, в том числе и в работе.