читайте также
БСЭ
Мы уже не удивляемся, когда известный политолог публично рассказывает, как «обдурить народ», а поп-звезда изрекает что-то вроде «пипл все схавает». А уж что говорят в компаниях во время профессионального общения! Особенно ярко цинизм проявляется в так называемых социономических профессиях — в среде врачей, артистов, журналистов. Причин тому много. Нередко цинизм — защита от синдрома сгорания: помогает специалисту дистанцироваться от эмоциональных переживаний и сохранить трезвость ума в сложных обстоятельствах. Врачу, например, профессиональный цинизм позволяет взвешенно, не поддаваясь эмоциям, принять решение, жизненно важное для пациента.
В некоторых сферах деятельности трудно обойтись без образных, четких оценок людей, определенных коммуникативных методик. Например, психолог в разговоре с коллегами может назвать клиента «шизоидом», «нарциссом», «органиком». Действительно, емкие слова и выражения удобны и экономны. Опасность заключается в том, что ироничное, точное слово увлекает не только слушателя, но и самого говорящего. А повседневное употребление таких выражений со временем меняет позицию человека: постепенно он начинает смотреть на окружающих как бы свысока. Само по себе использование ироничных и не самых лестных характеристик в отношении клиентов, коллег, партнеров или своего продукта еще не цинизм — это может быть и трезвое видение ситуации. Однако, подходя слишком близко к границе, отделяющей нас от цинизма, мы рискуем ее преступить.
Так как же распознать настоящий разрушительный профессиональный цинизм? Главный критерий — те ценности, которыми руководствуется человек. Приведу пример. Основная идея популярной методики продаж СПИН заключается в том, чтобы, поняв реальные потребности клиента, предложить то, что ему действительно необходимо, а не расписывать достоинства товара. Но один сейлз-менеджер искренне хочет понять проблемы клиента, а другой пользуется методикой как манипулятивным средством и затем с удовольствием рассказывает коллегам, как он «классно развел клиента» и «впарил» ему ненужный товар.
Цинизм, даже допущенный только «для внутреннего пользования» и якобы не влияющий на реальное отношение к клиенту, разъедает, словно ржавчина, и профессионала, и саму организацию. Когда циничные выражения становятся нормой «разговорного жанра», можно констатировать начало профессиональной деградации и специалистов, и компании.
Новые сотрудники, не обладая мощным ценностным защитным слоем, быстро подхватывают «крылатые фразы». Постепенно снижаются критерии профессиональной успешности, и в результате вопросы «что сделано?» и «как сделать лучше?» заменяются другими: «а сколько срубили?» и «скольких обдурили?».
Великие компании отличаются от прочих в первую очередь отсутствием цинизма. Я уверена, что каждый может вспомнить организации, в которых цинизм «для внутреннего пользования» цвел пышным цветом и которые уже либо ушли с рынка, либо сдают свои позиции. Цинизм заражает и разрушает компанию, в результате она несет потери, в том числе экономические. Хотя, конечно, это происходит лишь в условиях свободного рынка и реальной конкуренции.
Что же делать руководителю? Первое — осознать опасность цинизма и отслеживать его прежде всего в самом себе. Второе — укреплять ценности компании, которые могут стать залогом не только профессионального развития и уважения клиентов, но и экономического роста. И третье — пресекать любые проявления цинизма. Не только внутренняя позиция определяет слова, но и сами слова во многом влияют на эту позицию. Рост и развитие возможны только в том случае, если с уважением относишься к себе, к своей профессии и к людям, с которыми взаимодействуешь. Нет ничего более прагматичного, чем принять эти ценности. Хорошо сказано: «Я не потому женился на своей жене, что ее люблю, а потому люблю, что на ней женился».