Чтобы не было мучительно больно...
Роберт Стивен КапланМногие честолюбцы серьезно и подолгу размышляют о том, как действовать, чтобы добиться ярких успехов на профессиональном поприще. Они мечтают о более солидной должности, более высокой зарплате, они хотят возглавлять подразделения, приносящие компаниям основные доходы, и руководить большим количеством подчиненных. Их представление об успехе обычно формируется под сильным влиянием окружения — родственников, друзей, коллег.
Но в конце концов они часто приходят к выводу, что, вопреки их стараниям и несмотря на все достигнутое, ощущения, что ты состоялся в своем деле, так и не появляется. И когда я работал в Goldman Sachs, и когда преподавал в Гарвардской школе бизнеса, я видел на удивление много талантливых руководителей, разочарованных своей профессиональной жизнью. Оглядываясь назад, они понимали, что надо было достичь большего, а то и вовсе выбрать другую стезю.
Однажды ко мне на консультацию пришел аналитик из крупной инвестиционной компании. Он уже сделал блистательную карьеру, но был недоволен тем, как она продвигалась. Забавно, учитывая, что его хорошо знали в профессиональных кругах, высоко ценили (он считался специалистом номер один), а его труд щедро оплачивали. Он рассказал мне, что уже десять лет занимается тем, чем занимается, — и что? Он устал от работы, терпеть не может начальника, а впереди, похоже, ему ничего не светит. Главное, он всегда хотел стать инвестиционным менеджером, но начал как аналитик и ни разу всерьез не попробовал выбраться из этой колеи. Ему казалось, что он в западне. Он боялся утратить завоеванное, не хотел никого подводить, но и не желал больше так жить.
Мы беседовали, а он поражался: как это он мог, покоряя высоту за высотой и гоняясь за славой, настолько потерять голову, чтобы начисто забыть о том, к чему у него всегда лежала душа? На самом деле, он с удовольствием анализировал происходящее на фондовом рынке и оценивал решения руководства, но ему хотелось и самому получить право голоса — определять, в какие акции вкладывать деньги, и потом отвечать за последствия. Я посоветовал ему не ждать у моря погоды, а переговорить с несколькими инвестиционными фирмами (в том числе и со своим руководством) о переходе на другую работу. Он так и поступил, и в конце концов в его же компании ему предложили должность инвестиционного менеджера в отделе управления активами. Оказалось, начальство хотело удержать его в любом качестве, чем бы он ни занимался, и очень удивилось, узнав, что аналитика интересует инвестиционный бизнес. На новом месте он добился огромных успехов, и, хотя он жалеет, что не сменил профессию раньше, с замиранием сердца думает о том, что успел, «в последний момент».
Если вы тоже разочаровались в своей работе или даже сожалеете о своем выборе, эта статья — для вас. Цель ее — помочь вам понять, насколько вы самореализовались. Мы не даем ответа на вопрос, как преуспеть в профессии или построить умопомрачительную карьеру. Нет, тут речь идет о том, чтобы найти собственное определение успеха, а затем — свой путь нему.
Остановитесь — попробуйте взглянуть на свою профессиональную жизнь под новым углом. Прежде всего, вам надо осознать: это вы отвечаете за то, чтобы она сложилась. Слишком многие отводят себе роль жертвы, хотя, на самом деле, все в их руках. Чтобы это почувствовать, постарайтесь непредвзято проанализировать, как вы себя ведете в трех ситуациях: когда вам нужно понять себя, определить главную задачу и хорошо ее выполнить и, наконец, проявить характер и качества лидера.
Познайте себя
Чтобы стать хозяином своей профессиональной жизни, надо прежде всего правильно оценить себя. Можете ли вы определить два-три своих достоинства и два-три недостатка? Люди обычно подробно описывают свои сильные стороны, а вот признать собственное несовершенство им непросто. Это трудная работа, тут не обойтись без серьезных размышлений и бесед с людьми, которые могут сказать вам правду, даже самую неприятную. К сожалению, рассчитывать на то, что таким человеком окажется ваш начальник, что он правильно оценит ваши плюсы, да еще и объяснит, в чем вы ошибаетесь, не стоит. Вам придется самому пройти этот путь, работая с психологом-коучем, задавая конкретные вопросы, учитывая мнение сотрудников своей организации — от уборщицы до гендиректора. Нужно все время прислушиваться к другим, знать, как вы выглядите в их глазах, ведь по мере карьерного роста вам придется работать с разными людьми, решать новые задачи и проблемы, и к вам будут предъявлять все новые и новые требования.