Лидерство в исламском мире | Большие Идеи

? Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Лидерство в
исламском мире

Автор: Витцель Морген

Лидерство в исламском мире

читайте также

Эмоциональный ИИ

Софи Клебер

Cенсорный маркетинг

Экономическое объяснение решения Путина

Джастин Фокс

Нетворкинг без отвращения

Мариам Кучаки,  Тициана Каскьяро,  Франческа Джино

На какие черты мусульманской традиции лидерства стоило бы обратить внимание Западу? Вопрос не праздный, ведь в последние годы слишком часто западные лидеры-индивидуалисты оказывались колоссами на глиняных ногах — вспомним хотя бы скандальные отставки Кеннета Лея из Enron, Берни Эбберса из Worldcom и Сеса ван дер Хувена из нидерландской компании Ahold. Возможно, пришло время более скромных руководителей, считающих себя, как на Востоке, слугами собственного бизнеса, а не его хозяевами. К тому же компании существуют не в вакууме, и любой руководитель, независимо от религии, должен осознавать,что он несет ответственность не только за свое дело, но и за общество в целом.

Исламский мир дает нам прекрасный пример такого служения: Мухаммад Юнус, основатель банка Grameen в Бангладеш, лауреат Нобелевской премии мира 2006 года. На церемонии вручения председатель Нобелевского комитета рассказал: «Идея предоставлять ссуды бедным людям, не требуя от них финансовых гарантий, казалась совершенной утопией. Но Юнус превратил микрокредит в один из важнейших инструментов борьбы с бедностью». Так руководитель банка на собственном примере учит нас, как бизнес может служить обществу, а человек — бизнесу, которым управляет. Вопрос в том, готовы ли мы на Западе воспринять этот урок и по-новому взглянуть на предназначение лидерства?

Давно известно, что понимание роли лидера зависит от особенностей национального менталитета (голландский исследователь кросс-культурного менеджмента Гирт Хофстед называет его «программной начинкой разума»). Во многом культура определяет, как люди относятся к руководителю, чего от него ждут и как он сам пользуется своим влиянием.

Чего ждет от своего лидера мусульманин? В то время как западная мысль ищет качества, необходимые, чтобы выделиться и стать «великим», мусульманская традиция рассматривает предводителя как «одного из многих». В философии ислама идеальный лидер — это человек, высоко стоящий над другими, но в то же время скромный, боговдохновенный, но в первую очередь преданно служащий своему народу. Уважение к социуму, скромность и чувство справедливости — вот основные качества истинного лидера.

Али ибн Абу Талиб, зять пророка Мухаммеда и четвертый халиф ислама, писал: «Не закрывайтесь надолго от людей, ибо длительное обособление властителей от подданных непредусмотрительно влечет за собой неосведомленность в делах. Такое обособление не позволит властителям узнать то, что было им неизвестно, и в результате важные дела покажутся им несущественными, а несущественные — важными, хорошие дела — плохими, а плохие — хорошими и истина перемешается с ложью».

Исламские мыслители никогда не воспринимали всерьез идеи коммунистического коллективизма. Мухаммед Абдо, египетский реформатор конца XIX века, писал: «В человеке есть врожденная склонность к общественной жизни. Но, в отличие от пчел и муравьев, ему не дарована инстинктивная способность выполнять то, что требуется обществу». Индивидуальные желания и потребности отдаляют нас друг от друга, угрожая единству социума. Лидер подобно пастырю напоминает людям об их обязанностях перед обществом.

В противовес западным исламские мыслители не выделяли отдельных граней руководства: в бизнесе, политике, религии или общественной жизни. Ислам всегда рассматривал сообщество как единое целое, что не позволяло проводить границу между этими сферами. У любого делового человека есть религиозные обязанности, и все знают, что сам пророк Мухаммед и его жена занимались торговлей. Мухаммед водил караваны, жил и работал с погонщиками верблюдов и потому хорошо знал их нужды.

В каждой культуре — свои приоритеты и свое понимание роли лидера. Но смирение и готовность к служению людям были и будут важны всегда и во всех сообществах людей.