читайте также
На какие черты мусульманской традиции лидерства стоило бы обратить внимание Западу? Вопрос не праздный, ведь в последние годы слишком часто западные лидеры-индивидуалисты оказывались колоссами на глиняных ногах — вспомним хотя бы скандальные отставки Кеннета Лея из Enron, Берни Эбберса из Worldcom и Сеса ван дер Хувена из нидерландской компании Ahold. Возможно, пришло время более скромных руководителей, считающих себя, как на Востоке, слугами собственного бизнеса, а не его хозяевами. К тому же компании существуют не в вакууме, и любой руководитель, независимо от религии, должен осознавать,что он несет ответственность не только за свое дело, но и за общество в целом.
Исламский мир дает нам прекрасный пример такого служения: Мухаммад Юнус, основатель банка Grameen в Бангладеш, лауреат Нобелевской премии мира 2006 года. На церемонии вручения председатель Нобелевского комитета рассказал: «Идея предоставлять ссуды бедным людям, не требуя от них финансовых гарантий, казалась совершенной утопией. Но Юнус превратил микрокредит в один из важнейших инструментов борьбы с бедностью». Так руководитель банка на собственном примере учит нас, как бизнес может служить обществу, а человек — бизнесу, которым управляет. Вопрос в том, готовы ли мы на Западе воспринять этот урок и по-новому взглянуть на предназначение лидерства?
Давно известно, что понимание роли лидера зависит от особенностей национального менталитета (голландский исследователь кросс-культурного менеджмента Гирт Хофстед называет его «программной начинкой разума»). Во многом культура определяет, как люди относятся к руководителю, чего от него ждут и как он сам пользуется своим влиянием.
Чего ждет от своего лидера мусульманин? В то время как западная мысль ищет качества, необходимые, чтобы выделиться и стать «великим», мусульманская традиция рассматривает предводителя как «одного из многих». В философии ислама идеальный лидер — это человек, высоко стоящий над другими, но в то же время скромный, боговдохновенный, но в первую очередь преданно служащий своему народу. Уважение к социуму, скромность и чувство справедливости — вот основные качества истинного лидера.
Али ибн Абу Талиб, зять пророка Мухаммеда и четвертый халиф ислама, писал: «Не закрывайтесь надолго от людей, ибо длительное обособление властителей от подданных непредусмотрительно влечет за собой неосведомленность в делах. Такое обособление не позволит властителям узнать то, что было им неизвестно, и в результате важные дела покажутся им несущественными, а несущественные — важными, хорошие дела — плохими, а плохие — хорошими и истина перемешается с ложью».
Исламские мыслители никогда не воспринимали всерьез идеи коммунистического коллективизма. Мухаммед Абдо, египетский реформатор конца XIX века, писал: «В человеке есть врожденная склонность к общественной жизни. Но, в отличие от пчел и муравьев, ему не дарована инстинктивная способность выполнять то, что требуется обществу». Индивидуальные желания и потребности отдаляют нас друг от друга, угрожая единству социума. Лидер подобно пастырю напоминает людям об их обязанностях перед обществом.
В противовес западным исламские мыслители не выделяли отдельных граней руководства: в бизнесе, политике, религии или общественной жизни. Ислам всегда рассматривал сообщество как единое целое, что не позволяло проводить границу между этими сферами. У любого делового человека есть религиозные обязанности, и все знают, что сам пророк Мухаммед и его жена занимались торговлей. Мухаммед водил караваны, жил и работал с погонщиками верблюдов и потому хорошо знал их нужды.
В каждой культуре — свои приоритеты и свое понимание роли лидера. Но смирение и готовность к служению людям были и будут важны всегда и во всех сообществах людей.