Ролевая модель для бизнесмена | Большие Идеи

? Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Ролевая модель
для бизнесмена

Автор: Кук Джеймс

Ролевая модель для бизнесмена

читайте также

«Важнейшая задача учителя — делать все, чтобы на уроке было не страшно и не унизительно»

Анна Натитник

Как быть, когда подчиненные отказываются возвращаться в офис

Ребекка Найт

Какими должны стать офисы после пандемии

Джон Мэк,  Мэт Трибнер,  Пантеа Техрани,  Питер Бэйсвайс

Как увязать цену и ценность вашего продукта

Бала Венкатеш,  Грин Джейсон

Молва приписывает США поистине удивительные особенности: это единственная страна в мире, где сбываются самые дерзкие мечты и каждый может достичь небывалых высот в бизнесе. Безусловно, в этом есть большая доля истины, однако рискну оспорить утверждение об уникальности Америки. Я убежден, что на мировом небосводе зажглась новая звезда, — теперь страной бесконечных возможностей я назвал бы Россию. Ни на каком другом рынке увлеченным ­

и настойчивым предпринимателям не выпадает столько шансов на успех. И все же, хотя Россия перехватывает у США пальму первенства, российским предпринимателям есть чему поучиться у американцев.

В том, что российские бизнесмены так же трудолюбивы и целеустремленны, как американские, сомневаться не приходится. Однако похожи они далеко не во всем. Как показывает мой опыт, в России предприниматели редко строят долгосрочные планы; вместе с тем они порой осторожничают там, где нужно рисковать, а неудачи воспринимают скорее как катастрофы, чем как шанс чему-то научиться. В таком поведении нет ничего удивительного — ведь за последние 15 лет российские бизнесмены пережили не одну серьезную встряску. Боясь допустить ошибку и проиграть, они зачастую отвергают все новое, принимают консервативные решения и в результате упускают массу возможностей. Кроме того, многие из них привыкли полагаться на судьбу и подчиняться обстоятельствам. И хотя подобный фатализм, как мне кажется, — отличительная черта русского национального характера, он едва ли способствует успешному ведению бизнеса.

В Америке процветающие бизнесмены ведут себя иначе. Они ничего не пускают на самотек, не боятся ставить перед собой труднодостижимые цели и рисковать, а чтобы добиться желаемого, готовы преодолевать любые препятствия. Среди преуспевающих американских бизнесменов едва ли отыщется хотя бы один фаталист — напротив, почти все они «отъявленные» оптимисты. Прекрасно понимая, что на пути к победе нужно пережить не одно поражение, они никогда не опускают руки. К ошибкам они относятся по-философ­ски спокойно, даже утилитарно: ведь из любой неудачи можно извлечь ценные уроки. Немаловажно, конечно, что в США таких людей поддерживает и общество: оно не только возносит на пьедестал победителей, но и с уважением относится к тем, кто оступился и упал, но нашел в себе силы подняться и двигаться дальше.

Возьмем, к примеру, Стива Джобса.­ В двад­цать лет он основал Apple Com­pu­ters, а через десять лет, когда оборот­ компании составлял два миллиарда долларов в год и в ней трудились четыре тысячи человек, по решению совета директоров был уволен. Представьте себе, каково это — вылететь из компании, которую сам же основал! Сегодня, оглядываясь назад, Джобс говорит, что увольнение из Apple было одним из важнейших событий в его жизни: он понял, что нельзя отчаиваться и что падение с такой высоты — еще не конец. Тогда, вскоре после увольнения, он создал компанию NeXT, которая стала приносить приличный доход. Еще ­через десять лет Apple приобрела NeXT и Стив Джобс вернулся туда на пост исполнительного директора.

А технологии, разработанные им в NeXT, обеспечили основу для дальнейшего роста и процветания его первого детища. Размышляя о превратностях своей судьбы, он как-то заметил: «Жизнь порой преподносит пренеприятнейшие сюрпризы, но это не повод сдаваться и прекращать борьбу».

Можно ли перенять черты преуспевающих американских бизнесменов? Я считаю, что да. Судя по многочисленным исследованиям, лучший способ — выбрать подходящий пример для подражания, так сказать, ролевую модель. Для американцев это обычно родители или родственники-бизнесмены. В силу определенных причин мало кто из российских предпринимате­лей может похвастаться такими учителями. Поэтому в качестве образца им стоит взять любого выдающегося­ бизнесмена, обладающего искомыми качествами, и постараться их усвоить.

Если российские предприниматели научатся с оптимизмом смотреть в будущее, рисковать и извлекать уроки из собственных ошибок, они сформируют новую ролевую модель и станут образцом для следующих поколений бизнесменов.