Фитнес для мозгов: секрет долголетия | Большие Идеи

? Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Фитнес для мозгов:
секрет долголетия

Новые исследования в области неврологии показывают, что, тренируя мозг, можно долгие годы сохранять остроту ума.

Авторы: Гилки Родерик , Килтс Клинт

Фитнес для мозгов: секрет долголетия

читайте также

Конкурс "Лидерский минимум" СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ВУЗОВ

Создайте стратегию, основанную на опережении

Джефф Элтон

Посадите себя на цифровую диету

Ирина Гусинская

Лекарство для тех, кто не хочет идти на работу

Патрик Ленсиони

Уинстон Черчилль откровенно признавал, что курить сигары и прихлебывать спиртное до, после и во время еды, равно как и в интервалах между едой, — это святое. Известно, однако, что он отличался исключительной остротой ума и дожил до 90 лет. Это свидетельствует в пользу новейших данных о том, что умственная деятельность сказывается на состоянии всего организма.

Конечно, мало кто из руководителей станет по примеру Черчилля пренебрегать своим здоровьем. Люди все больше озабочены тем, чтобы жить не только долго, но и в полном здравии. Американская ассоциация изучения сердечно-сосудистых заболеваний рекомендует пять раз в неделю отводить полчаса на несложную зарядку. Крупные компании предлагают сотрудникам в качестве дополнительного бонуса членство в фитнес-клубах и даже устраивают спортзалы в своих офисах. Теперь, отправляясь в поезд­ку, вы можете быть почти уверены, что в отеле будет фитнес-центр. Иногда даже приходится стоять в очереди, чтобы позаниматься на тренажерах.

Однако до недавнего времени не было, кажется, специальных книг, в которых рассказывалось бы, как поддерживать остроту ума.

Не было комплексов упражнений для мозга — интеллектуальных «отжиманий», благодаря которым наша память и аналитические способности не ослабевали бы с возрастом. И в худшем случае нам грозит болезнь Альцгеймера, лечить которую пока не умеют.

Американское общество начало осознавать всю необходимость неврологических исследований, когда Белый дом объявил 1990-е годы в США «десятилетием мозга» и совместными усилиями Государственного института здоровья, Государст­венного института психического здоровья и Библиотеки Конгресса была развернута научная работа и подготовка специалистов в этой области. В результате ученые пересмотрели некоторые устоявшиеся представления о работе мозга.

Например, раньше считалось, что с возрастом объем мозга уменьша­ется. Но оказывается, по мере старения человека нейроны — нервные клетки, через которые передается информация, поддерживаю­щая деятельность мозга, — не отмирают и отделы мозга, отвечающие, скажем, за моторику и память, могут с годами вырабатывать даже больше нейронов. То, что в мозге взрослых людей продолжается нейрогенез — образование нервных тканей, официальной науке прежде представлялось немыслимым.

Какое отношение все это имеет к каждому из нас? Большое влияние на процесс нейрогенеза оказывает образ жизни. Всем образом жизни вы можете улучшить структуру своего мозга, укрепить нервную систему и развить свои познавательные способности. Здоровье мозга — не просто результат благополучного или, наоборот, тяжелого детства и наследственности; оно зависит от опыта взрослой жизни. Это потрясающее открытие! Фрейд и его последователи как в области неврологии, так и психиатрии долгие годы полагали, что мозг человека формируется в дет­стве — в крайнем случае, этот процесс завершается в начале подросткового периода. Действительно, это самое благоприятное время для образования нейронов, но сейчас уже точно известно, что можно поддерживать и с возрастом даже развивать свои умственные способности.

Например, исследования показали, что мастерство, приобретенное в столь разных областях, как игра на виолончели, жонглирование, умение говорить на иностранном языке и вождение машины, способ­ствует расширению нейронных систем и более интенсивному обмену информацией между нейронами в тех отделах головного мозга, кото­рые отвечают за двигательные функ­ции и способность ориентироваться в пространстве. Иначе говоря, приобретая новые навыки, можно физически изменять свой мозг и даже сознательными волевыми усилиями корректировать его работу.

Не так давно ученые проводили такие эксперименты по принципу биологической обратной связи: пациенты, страдающие хроническими болями, видели изображение своего мозга, получаемое в режиме реального времени на магнитно-резонансном сканере, и пытались воздейст­вовать на активность ростральной передней цингулярной коры головного мозга — одной из основных зон мозга, участвующих в регуляции болевых ощущений. После трех 13-минутных сеансов треть пациентов научилась уменьшать интенсивность боли. Так что в принципе ее можно облегчать и без лекарств.

Эти последние достижения нев­рологии позволяют предположить, что и в 60 лет человеческий мозг вполне может работать не хуже, чем в 25. Наверняка Сократа, Коперника и Галилея и других великих мыслителей это утверждение не удивило бы: они в свои 60 и 70 находились в отличной интеллектуальной форме. Не удивило бы оно Алана Гринспэна, Уоррена Баффета и Самнера Редстоуна. Люди такого масштаба интуитивно понимают, что живость и восприимчивость ума — результат того, что мы называем интеллектуальным тонусом, то есть способности осмысливать, запоминать, осваивать новое, планировать и приспосабливаться к изменяющимся условиям, которая постоянно поддерживается внутренними установками, образом жизни и упражнениями. Чем выше ваш интеллектуальный то­нус, чем упорнее вы тренируете свой мозг, тем проще вам принимать решения, распутывать сложные проблемы, сопротивляться стрессу и адаптироваться к переменам. Человек с высоким интеллектуальным тонусом открыт для нового и не связывает себя по рукам и ногам стереотипами.

Но самое, пожалуй, важное вот что: он может на годы «отложить» старение.

Итак, как держать в боевой готовности свой интеллект? Изучив огромное количество данных исследований в области неврологии, психологии и других отраслей знания, связанных с психическим здоровьем, мы пришли к выводу, что поддерживать мозг во «включенном», творческом состоянии можно четырьмя способами. Конечно, наши советы не исчерпывают всех возможностей профилактики интеллектуального старения. В чем-то они перекрывают, а в чем-то дополняют друг друга.

Набирайтесь опыта

Психологи уже давно поняли, что интеллект зависит от образа жизни и опыта. Еще в середине ХХ века они заметили, что чем больше впечатлений получают маленькие дети, тем легче им взаимодействовать с окружающими. О том, что образ жизни оказывает физиологическое воздействие на мозг, мы тоже узнали не вчера. В конце XVIII века итальянец Винценто Малакарне поставил свои эксперименты на собаках и птицах. Новорожденных щенков одного помета и только что вылупившихся птенцов из одного гнезда он разделил на пары.

За одним животным из каждой пары он тщательно ухаживал и рано начинал его обучать, а второму обеспечивал только хороший уход. Произведя впоследствии аутопсию (посмертное вскрытие), ученый увидел, что мозг обученных животных анатомически был сложнее, с большим количеством складок и извилин. Это было первое исследование, показавшее, что образ жизни и образование отражаются на структуре мозга. Возвращаясь к уже сказанному, добавим, что двигательная зона коры головного мозга, которая, в частности, управляет рукой, играющей на виолончели, тем лучше развита, чем раньше человек начинает учиться играть.

Но если о влиянии приобретенного человеком опыта на структуру мозга нейробиологи знают уже давно, то о том, как происходит обработка впечатлений, кодируется новая информация и развиваются способности, они узнали недавно. Открытие особых групп нейронов, которые отвечают за восприятие предметов, людей и их действий, позволяет по-новому объяснить весь механизм. Эти так называемые зеркальные нейроны активизируются, не только когда мы сами выполняем то или иное действие, но и когда видим, как его совершают другие. Наша моторная система мгновенно ухватывает суть этого действия: ее нейроны создают как бы его картинку и мы словно бы выполняем его сами. Это огромный шаг вперед в понимании того, как мы постигаем и изучаем мир.

Раньше считалось, что человек осваивает новые навыки на практике, с помощью прямого опыта, но оказалось, что благодаря зеркальным нейронам приобретать новые навыки можно через наблюдение и опосредованный опыт. Только задумайтесь об этом: когда мастер игры в гольф показывает вам правильную стойку и замах, ваши зеркальные нейроны активизируются, у вас в мозгу запечатлевается «картинка» правильных действий и вы учитесь. Подобным образом можно освоить не только физические навыки. Зеркальные нейроны помогают понимать людей: они воспринимают выражение лица, жесты и другие сигналы и сопоставляют их с усвоенными ранее образцами. Так развивается способность «читать» действия и выражения лиц других людей.

Все это означает, что воображаемая имитация — скажем, когда мы в уме воспроизводим замах игрока в гольф, — позволяет нам учиться и приобретать новые способности. Это подтверждают, например, спортсмены: свои выдающиеся достижения они объясняют тем, что могут «увидеть», как полетит мяч, еще до того, как ударят по нему или отразят удар. Кстати, способность мозга к подобного рода обучению служит «биологическим» доводом в пользу того, что подражание и изучение чужих примеров (метод бизнес-кейсов) может пригодиться и для развития способностей к руководству. Эти методики эффективны с точки зрения обучения и очень перспективны. Скажем, наблюдая за другими, вы мысленно повторяете то, что они делают, и таким образом перенимаете тот опыт, который они накопили за долгое время. При имитации нервная система приходит в состояние такой же готовности, как и при реальном действии.

Конечно, прямой опыт остается главным условием развития человеческого мозга, но теперь мы лучше понимаем, как создавать условия для такого опыта. Один из самых надежных и доступных способов усиления интеллекта руководителя — «хождение в народ». В бизнесе он известен как «кочевой менеджмент»: вы выходите из кабинета и общаетесь с сотрудниками на местах. Это не просто полезно для бизнеса; это и хороший способ тренировки ума.

У него много общего с ритуальным кочевьем австралийских аборигенов: во время инициации, по­священия мальчиков в мужчины, подростки должны совершить долгое и опасное путешествие — иногда оно продолжается несколько месяцев — ради обретения зрелости, психологического и духовного самоопределения. Время для него выбрано очень правильно: в подростковом возрасте мозг человека формирует и объединяет в префронтальной коре нейронные системы, которые отвечают за самоидентичность, нравственные и социально приемлемые нормы. Кульминация этого процесса приходится на конец подросткового возраста — тогда нервные клетки мозга полностью покрываются миелином (мякотной оболочкой нервного волокна — своего рода изоляционным материалом) и объединяются в системы, которые помогают зрелому мозгу функционировать четко и организованно. Австралийское «кочевье», конечно же, не единственный ритуал обряда инициации — сходные ритуалы есть во многих культурах, и выполняются они на том же этапе жизни. Значит, самые разные народы признавали, что подросткам необходим экстремальный опыт, чтобы на определенной стадии физического развития, отталкиваясь от прежнего жизненного опыта, найти собственную жизнеспособную, «взрослую» роль.

Подобное «путешествие» может оказать большое влияние и на карьеру руководителя, особенно если правильно выбрать время. Когда Энн Малкени, генеральный директор Xerox, пришла к Уоррену Баффету за советом — как помочь компании выйти из финансового кризиса (а дело полным ходом шло к банкротству), он убедил ее «идти в народ». Нужно узнать мнение служащих и покупателей Xerox и поменьше слушать финансовых аналитиков и акционеров, сказал Баффет. С точки зрения нейробиолога, это был превосходный совет: в самом начале своего пребывания на посту главы компании лучше узнать людей, которыми предстоит руководить. На тот момент у Малкени еще не полностью сформировались нейронные структуры, ответственные за принятие такого рода стратегических решений. Если бы Малкени заперлась у себя в кабинете, эти структуры сейчас были бы другими.

Играйте

Еще один весьма эффективный способ поддержать умственное здоровье — заняться таким серьезным делом, как игра. Француз­ский философ Анри Бергсон писал: «Существовать — значит меняться, меняться — значит взрослеть, взрослеть — значит бесконечно создавать себя». Для этого надо сознательно прибегнуть к помощи величайшего наследия нашего дет­ства — к нашей способности играть, без которой невозможны ни фантазия, ни изобретательство.

Слово «игра» словари толкуют как «занятие, служащее для отдыха, развлечения». Глагол «играть» понимают как работу воображения, которая приводит отдельного человека или целый коллектив к открытиям и новым знаниям (например, мы говорим «поиграть с идеей»). Другое значение «играть» — особый вид социального поведения, который содействует развитию того, что Дэниел Гоулман назвал эмоциональным и социальным интеллектом (выражения «играть на чьей-то стороне», «подыгрывать», «сыграть против кого-то» или «разыграть какую-то карту»). В любом случае, «играть» значит действовать по своему желанию, а не по принуждению — ведь во время игры активизируется центр удовольствия мозга. Опыты американского нейробиолога Яака Панксеппа на млекопитающих показали, что игра — базовая человеческая потребность и источник радости. Когда человек ощущает радость, в его мозгу вырабатываются химические вещества, которые регулируют экспрессию генов, необходимую для формирования у ребенка общественного сознания. Радость оказывается тем эмоциональным топливом, которое помогает мозгу формировать и расширять синаптические сети. В раннем детстве эти процессы протекают в низших подкорковых областях, а позже, как пишут Панксепп и его коллеги, способствуют умножению и развитию высших психических функций, которыми управляет лобная кора. Значит, игра служит психологической предпосылкой не только социальной и эмоциональной, но и физиологической зрелости.

Когда играют взрослые, у них активизируется префронтальная кора голов­ного мозга (это самые развитые и эволюционно самые молодые отделы нашего мозга), которая отвечает за сложные когнитивные и поведенческие функции, в частности, за мышление, восприятие, осознание стимулов и поощрений, формирование навыков и целей, за воображение, самопознание и память. То есть игра улучшает нашу способность рассуждать и понимать окружающих. Об этом догадывались гениальные мыслители и лидеры. Альберт Эйнштейн, скажем, полагал, что ему удалось проникнуть в тайну Вселенной именно благодаря своеобразной игре.

Когда его попросили рассказать, как он открыл теорию относительности, он сказал, что все началось с физического ощущения, которое затем перешло в зрительные образы и наконец предстало в виде формулы — ее уже можно было объяснить словами и описать символами. Это напоминает не столько процесс анализа, характерный для взрослых людей, сколько дет­ские фантазии, создание воображаемого мира, где, словно по волшебству, появляются разные персонажи. И становится понятным, почему Эйнштейн утверждал, что воображение важнее знания.

В условиях, когда нам приходится все более жестко контролировать свои эмоции, к игре можно прибегать сознательно, как к лекарству. Но с возрастом мы играем все реже. Дэниел Гоулман так пишет об этом: «По мере того как ребенок взрослеет, эмоциональный контроль все больше подавляет его потребность в шумных играх и веселье. Когда в конце периода детства и в начале подросткового возраста формируются регуляторные схемы префронтальной коры, детям лучше удается соответствовать требованиям взрослых и вести себя “серьезно”». Постепенно игра уходит в мир воспоминаний, и человек уже не может, как прежде, черпать в ней новые силы.

Некоторые организации стараются создавать условия для эксперимента и игры. Быстро растущие компании Кремниевой долины вроде Google и Apple поощряют игру в самых разных проявлениях: там существуют комнаты для медитаций, отдыха, специальные игровые. Руководители этих компаний понимают, что, если люди на законных основаниях и в спокойной обстановке будут предаваться интеллектуальным играм, это только раскрепостит их творческое начало, да и мозги всегда будут в хорошем состоянии. И наоборот, в компаниях, где игры не поощряются, интеллектуальные способности сотрудников могут захиреть — совсем как у детей с синдромом неудачника: он развивается, если они растут в неблагоприятных условиях — физических и моральных. Классический пример — компания ITT (особенно при Гарольде Джинине): Wall Street Journal однажды отозвалась о ней как о «компании, которая не перестает разочаровывать, даже если вы и так ничего хорошего от нее не ждете».

Чтобы создать благоприятную среду для развития своих умственных способностей, важно найти золотую середину между риском и безопасностью, но это как раз самое трудное. Если вы хотите по-настоящему окунуться в игру, вам надо делать ставки; риск держит мозг в состоянии боевой готовности и активизирует его способность и к рассуждению, и к воображению. Совсем не оставляя в своей профессиональной деятельности места риску, вы можете повторить судьбу излишне опекаемого ребенка: родители не позволяют ему самостоятельно исследовать мир, и потому он никогда полностью не раскрывает свои способности. Но слишком высокий риск вызывает стресс. А стресс активизирует амигдалу и другие области лимбической системы, из которых в мозгу состоит внутренняя система безопасности. Когда в дело вмешивается лимбическая система, мозг заставляет нас действовать инстинктивно — то есть включается программа, направленная на выживание, — вместо того чтобы обратиться к усвоенным моделям поведения высшего порядка. В экстремальных ситуациях стресс может спровоцировать повышенную тревожность и неадекватное поведение. И чем сильнее вы «заводитесь», тем выше вероятность того, что это случится. Честолюбивые люди боятся показаться дураками или неудачниками. Как говорит социолог Крис Аргирис (американский психолог, который одним из первых начал изучать проб­лему обучения и личностного развития сотрудников), умным людям, которые привыкли все схватывать на лету, особенно трудно учиться тому, что сулит ошибки и неудачи. Игра — это тяжкий труд.

Развивайте способность к восприятию нового

Как известно, мозг состоит из двух полушарий, выполняющих взаимосвязанные, но очень разные функции. Благодаря достижениям нейрофизиологии мы сейчас более полно, чем раньше, представляем себе значение правого и левого полушарий. Левое полушарие отвечает за анализ, последовательную обработку информации, в том числе речи, абстрактное мышление, оценку временных отношений, решение вербально-логических задач. В правом полушарии информация обрабатывается целостно, синтетически, без участия речи. Правое полушарие имеет дело с новизной, с данными и опытом, менее линейными и менее лингвистически и математически структурированными. Правое полушарие — более «поэтическая» часть мозга, оно оперирует метафорами и образами.

В этом разделе статьи мы поговорим о том, как можно улучшить работу левого полушария, хотя и считается, будто бы его потенциал — вопрос наследственности.

По иронии судьбы интеллектуальная гимнастика, предназначенная для деловых людей, направлена в основном на стимуляцию правого полушария мозга — его творческой, игровой стороны. Причина отчасти в ставшем уже классическим образе бизнесмена: скучный, зажатый тип в сером костюме. Правда и то, что в последние годы творчество стали рассматривать как панацею от корпоративных недугов. Развивать творческое, нестандартное мышление важно, но, стимулируя аналитические левополушарные нейронные структуры, вы принесете себе не меньше пользы. Эти структуры отвечают за тот стандартный набор действий, которые вы совершаете в течение конкретного дня. Они по сути представляют собой что-то вроде библиотеки или хранилища программ — автоматически дают вам подсказки, когда вы выполняете рутинные задания и решаете привычные проблемы.

Почему так важно левое полушарие? В результате недавних исследований мозга с применением методов прямой визуализации (нейроизображения) был выявлен один из механизмов работы левого полушария, а именно скопления нервных клеток, которые служат посредниками между основными функциями управляющего мозга, — нейробиологи, в частности Элхонон Голдберг, называют их аттракторами. Аттракторы сосредоточены не только в левом полушарии, но поддерживают главным образом его работу. Они объединяются, чтобы максимально эффективно и точно организовывать мысль и действие. Вместе они составляют основу восприятия действительности — то, что с подачи Нобелевского лауреата Герберта Саймона называют распознаванием паттернов (в русской традиции это еще и распознаванием образов). Обучение, любое человеческое знание и умение приводит к подсознательному накапливанию долгосрочной памятью легко распознаваемых шаблонов — паттернов. Распознавание паттернов — самый мощный ин­струмент, которым располагает наш интеллект: он позволяет сводить неизвестное к известному, различать и упорядочивать огромное количество данных, извлекать из них смысл и благодаря этому быстро оценивать ситуацию, чтобы немедленно предпринять соответствующее точное действие. Это сложная цепная реакция, при которой задействованы способности высшего порядка к отвлеченному мышлению и переработке многослойных залежей накопленного опыта. Если говорить о руководителях, то способность к систематизации, важнейшее свойство их интеллекта, проявляется, например, в способности упрощать, не примитивизируя. Им приходится ориентироваться в быстро изменяющейся деловой обстановке, а значит, безупречная работа механизма распознавания паттернов — едва ли не главное их конкурентное преимущество, и этот механизм поддается усовершенствованию.

Развивать левополушарные способности можно по-разному. По­пробуйте пересмотреть, изменить и обогатить свои установки. Прислушивайтесь к разным точкам зрения, читайте такие статьи и книги, на которые раньше не обращали внимания, ходите туда, где наверняка узнаете что-нибудь новое.

Все это — особенно то, что касается работы, — расширит ваш горизонт, заставив критически оценить свои представления о мире, и в итоге улучшит вашу способность к распознаванию паттернов.

Хороший результат от подобных «погружений» получила Hitachy Data Systems. Консалтинговая компания Brighthouse, которая работала с ее руководителями, однажды пригласила их на семинар, посвященный проблемам формирования стратегии, — в нем должен был участвовать известный историк, специалист по античности. Присут­ствовавшие все вместе размышляли о том, как Hitachy занять новые, более выгодные позиции. Вдохновленные услышанным, топ-менеджеры решили создать у себя что-то вроде древнегреческой агоры, где можно обмениваться идеями и знаниями. Мы вовсе не хотим сказать, что это посоветовал им профессор-античник; нет, руководители Hitachy, прослушав лекцию о древних Афинах и примерив идею античной агоры к своей компании, нашли новый, более продуктивный способ обмена информацией.

В целом же, чем чаще вы получаете такую интеллектуальную встряску, тем лучше. Надо настроиться на постоянное освоение новых знаний, на познание иного мировоззрения, на «погружение» в новые системы, надо этим увлечься. Важно, чтобы подобные интеллектуальные экскурсы не были разовыми, ибо вся их соль в том, чтобы всегда быть открытым к восприятию самых разных вариантов и ситуаций. Тогда ваш мозг закодирует их и они в совокупности своей существенно пополнят вашу копилку опыта.

Как только вы почувствуете потребность расширить свой кругозор, дабы держать себя в хорошей интеллектуальной форме, для вас станет важно, чтобы и вашим подчиненным не грозил умственный застой. Не стоит, в частности, набирать в свою команду людей с более или менее одинаковой трудовой биографией. Совет может показаться банальным, но приглядитесь внимательно к тому, как у вас формируются высшие эшелоны власти. Нет ли тут некоей господствующей тенденции? Естественно, что сотрудники, стремящиеся к более высоким постам, хотят повторить путь тех, кто их уже достиг, а начальники предпочитают окружать себя людьми с таким же профессиональным опытом, как у них самих. В дарвинизме можно найти сколько угодно объяснений правильности подобного поведения с точки зрения выживания. Но если вам небезразличны интеллектуальный тонус вашей компании, способность топ-менеджеров оригинально мыслить и по-своему смотреть на мир, то не допускайте, чтобы руководящие посты занимали похожие друг на друга люди. Программы подготовки и отбора кандидатов на высшие должности, предполагающие выбор из узкой популяции начальников с одинаковым опытом и восприятием мира, выдвинут на авансцену руководителей с предсказуемыми интеллектуальными решениями. Когда все идет по накатанному, люди перестают искать новые варианты и вашей компании придется отчасти пожертвовать своим интеллектуальным здоровьем и конкурентоспособностью.

Стремитесь к новизне

Мы говорили о том, как важно левое полушарие мозга для интеллектуального тонуса, теперь по­смотрим, чем в этом смысле может быть полезно правое полушарие.

С возрастом оно деградирует сильнее левого, поэтому важно развивать свою способность воспринимать новое — ее связывают именно с работой правого полушария.

Раньше нейрофизиологи считали, что по части познавательных функ­ций правое полушарие уступает левому, поскольку за наши речевые навыки и базовую или линейную логику отвечает левое. О том, что правое полушарие играет огромную роль в обретении новых знаний и опыта, которые потом откладываются в левом полушарии, тогда еще не знали. Лишь недавно было установлено, что правое полушарие отвечает за когнитивную новизну, а левое — за когнитивную рутину, что правое полушарие — это исследовательская часть мозга, ее «обязанность» — делать открытия и узнавать новое. Когда ребенок учится иностранному языку или когда взрослый принимается рисовать — всякий раз, когда человек смотрит на мир и воспринимает его по-новому, — он тренирует и развивает свое правое полушарие. Далее новое знание переходит в левое, «эксплуатационное» полушарие (хранилище тех самых паттернов, о которых говорил Герберт Саймон), где систематизируется, записывается и становится доступным для использования. Если левое полушарие связано со способностью говорить, то правое — с приобретением речевых навыков.

Нейронным структурам правого полушария тренировка так же полезна, как и левого. Чем больше вы узнаете нового, тем легче вы учитесь. Берясь за новое, трудное для вас дело, вы способствуете повышению работоспособности и нейропластичности мозга — его способности адаптироваться к новой деятельности. Физиологи, исследовавшие пожилых людей, утверждают, что нейронные сети лучше развиты у тех, кто постоянно сталкивается с чем-то новым. Если человек не выпадает из жизни, он открыт для новых впечатлений. Этому правилу интеллектуального тонуса следовал Абрам Голдштейн. Адвокат с Манхэттена, заслуженный профессор в отставке, преподававший в Колледже имени Бернарда Баруха Городского университета Нью-Йорка, Голдштейн до 103 лет консультировал студентов-юристов и вел активную, в физическом и интеллектуальном отношении, жизнь.

Постоянное освоение нового дает еще одно важное преимущест­во. Как показывают исследования, люди породы Голдштейна более устойчивы к болезни Альцгеймера и прочим формам слабоумия. Достаточно привести в пример случай Ричарда Витерилла, преподавателя университета и талантливого шахматиста, который легко просчитывал партию на восемь ходов вперед. В начале 2001 года (Витерилл тогда уже вышел на пенсию) он заметил, что стал хуже играть в шахматы: теперь ему удавалось просчитать только пять ходов. Он обратился к невропатологу и прошел все обычные диагностические исследования. Томограмма была нормальной. Через два года Витерилл скончался, и тогда провели аутопсию. Она выявила патологию мозга: у Витерилла оказалась болезнь Альцгеймера в конечной стадии. Очевидно, что она поразила его за много лет до смерти. Большинство страдающих этим недугом людей, у которых процесс зашел столь далеко, абсолютно лишены разума. Пример Витерилла лишний раз доказывает: чтобы защитить себя от наступающего с возрастом снижения умственных способностей, нужно регулярной тренировкой держать свой мозг в состоянии бодрости.

Люди, восприимчивые к новому, обычно легче переносят кризисные ситуации, поскольку даже в тяжелейших обстоятельствах способны увидеть просвет. В этом отношении показательна реакция Джина Кранца в самый критический момент аварии «Аполлона-13» (стартовавший 11 апреля 1970 года космический корабль «Аполлон-13» должен был совершить третью в истории космонавтики посадку на Луну, но из-за взрыва кислородного бака в рабочем отсеке корабля посадку осуществить не удалось). Он сказал: «Сейчас наступает наш звездный час». Кранц, который руководил полетом «Аполлона-13» с Земли, за годы работы в NASA не раз опровергал прописные истины и шел поперек правил. Он возглавил группу, которая искала талантливых специалистов во всех отделах этой организации, пригласил подрядчиков и поставщиков работать прямо в центре полетов — чтобы легче было делиться знаниями. Майкл Юсим в своей книге «Формула лидерства» характеризует его как гения творческого руководства. Даже без сканирования его мозга очевидно, что в правом полушарии у Кранца нейронные проводящие пути образуют необычайно густую сеть. Его отношение к жизни, склад ума и опыт способствовали развитию правого полушария, столь важного для поддержания интеллектуального тонуса.

В целом, все, о чем мы говорим, можно охарактеризовать как состояние открытости новому — буддийские монахи называют это «умом начинающего», имея в виду готовность отстраниться от того, что знал раньше, от сложившихся убеждений и начать с чистого листа, чтобы придумать новые варианты. Эта задача активизирует познавательные способности правого полушария. Если вы озабочены поиском инновационных решений, лучшее, что можно сделать, — обратиться к традиции будди­йского мышления. Сюнрю Судзуки, автор книги «Ум Дзен — ум начинающего», охарактеризовал дзенский ум как открытый, оставляющий место для сомнений и разных возможностей. Тот, кто обладает таким умом, умеет смотреть на мир свежим взглядом, так, словно видит его впервые.

Как пишет Сюнрю Судзуки, «в уме начинающего — множество возможностей, в уме знатока — лишь несколько».

Как известно, руководителям, не достигшим административных высот, помогает покровительство опытного наставника. Но все новые и новые исследования свидетельствуют в пользу того, что больше всего от отношений наставничест­ва получает сам наставник, ведь он таким образом получает доступ к информации и идеям, от которых иначе был бы очень далек. Если говорить о медицине, то лечащим врачам, например, многое могут дать вопросы, которые им задают «быстрые разумом» студенты. • • • Интеллектуальная бодрость важна во всех отношениях. В корпоративной жизни это беспроигрышное средство достижения устойчивого конкурентного преимущества. Ваша главная задача как руководителя — поддерживать работу организации на самом высоком уровне, создавая такие условия, чтобы людям удалось полностью раскрывать свои интеллектуальные способности. Для начала полезно обдумать описанные здесь принципы и понять, что они могут дать применительно к тем стратегическим проблемам, с которыми имеет дело ваша организация. Очевидно, что крупной автомобильной компании и делающей первые шаги биотехнологической фирме подходят разные когнитивные модели. В первом случае в большей степени задействованы левополушарные способности (например, для выявления скрытых закономерностей спроса), а во втором — правополушарные (допустим, проекты отдела исследований и разработок один за другим оказываются неудачными и надо решить, что делать дальше). Какой бы подход ни годился для вашей организации, культура интеллектуального здоровья, поощряющая полное интеллектуальное «погружение» сотрудников в работу, укоренится лишь в том случае, если в ней заинтересовано руководство. Будущее за теми компаниями, лидеры которых сознательно поддерживают интеллектуальный тонус — свой собственный и своих организаций. Генеральные директора должны взять на себя еще одну функцию: обеспечить хорошую интеллектуальную нагрузку людям, которые разрабатывают и проводят в жизнь стратегию компании.

Индивидуальная программа тренировки мозга

Мозг — интерактивная система, а значит, любые занятия, которые активизируют одну его часть, стимулируют и другие. Поэтому наши советы надо понимать не как догму, а как руководство к дей­ствию. Это особенно относится к занятиям, развивающим разные полушария. Даже если некоторые из них в первую очередь затрагивают, скажем, правое полушарие, то в конечном счете в решении новых задач будут участвовать оба полушария. Все тонкости, связанные с улучшением когнитивных способностей, нельзя изложить на паре страниц, но мы предлагаем вам, как нам кажется, неплохую подборку упражнений.

Будьте «ближе к народу». Вместо того чтобы обедать в столовой для руководителей, загляните в кафетерий, куда ходят рядовые сотрудники, в цеха или на склад. Вы ступите на незнакомую территорию, а это полезно для расширения кругозора. Ходить и двигаться вообще полезно, это стимулирует умственную деятельность. Именно поэтому, когда проблема никак не решается, смените обстановку: вполне возможно, что именно тогда на вас снизойдет озарение.

Читайте веселые книжки. Юмор развивает способность к догадкам и укрепляет здоровье — хорошие шутки нравятся даже иммунной системе: готовность с юмором смотреть на вещи повышает сопротивляемость организма.

Играйте в игры. Шахматы, бридж, судоку и кроссворды — хорошая разминка для нейронов. Множест­во вариантов вы найдете в интернете, в том числе ролевые игры, популярность которых растет день ото дня. Попробуйте освоить новые игры, стимулирующие левое полушарие.

Лицедействуйте. В идеале игра — это открытие, причем посредством импровизации вы открываете самого себя — своего внутреннего актера, который может исполнять множество ролей. (Хотите — верьте, хотите — нет, но некоторые выдающиеся актеры начинали свой трудовой путь с весьма прозаических профессий вроде бухгалтера.) Вы сами удивитесь тому, сколько разнообразия внесет игра в ваш обыденный «репертуар», — у вашего мозга громадные неиспользованные возможности, задействовав которые вы станете сильнее и как личность, и как руководитель. Попробуйте, например, поэкспериментировать во время совещаний. Если, к примеру, вы будете по-разному общаться с коллегами, ваш интеллектуальный тонус повысится.

Интересуйтесь новым. Если вы не слишком отличаетесь от большинства руководителей, значит, вы день ото дня в профессиональной и личной жизни задаете одни и те же вопросы. Поэтому прислушайтесь к себе, поймите, чем вы не интересуетесь. Посоветуйтесь с кем-нибудь из молодых подчиненных, расширьте свой круг чтения. Если вы любите историческую и биографическую литературу, почитайте фантастику; если привыкли читать триллеры — возьмитесь за книги о науке.

Извлекайте пользу из деловых поездок. Поездки дают отличную интеллектуальную встряску. Плотная программа для этого не нужна. Сходите в музей, по­бродите по городу, поболтайте пару часов с кем-нибудь из местных. Такое времяпрепровождение не только увеличивает культурный багаж, но и тренирует ум.

Делайте записи и позже перечитывайте их. Ричард Бренсон, один из самых великих предпринимателей мира, всюду носит с собой записную книжку. Всякий раз, видя или слыша что-нибудь интересное и новое, он делает запись. По его словам, многие новые предприятия появились на свет благодаря этим записям.

Осваивайте новые технологии. Когда вы играете с новеньким КПК, тыча стилосом в экранчик, или скачиваете видео с YouTube на свой iGadget, чтобы посмотреть на большом телеэкране, активизируются бесчисленные каналы вашего мозга, связывающие ваши слуховые, зрительные и тактильные нейронные цепи с лимбической системой и префронтальной корой. А если вы обсудите эти новинки с друзьями, поделитесь с ними эмоциональной энергией, включатся в работу и другие отделы мозга, в том числе ствол мозга, который, когда вы работаете, поддерживает вас в бодрствующем и сосредоточенном состоянии.

Изучайте иностранный язык или учитесь музыке. Изучая иностранный язык, вы достигаете пика интеллектуальной формы. Полезно брать уроки игры на музыкальном инструменте или просто играть для себя, в свое удовольствие.

Тренируйтесь, тренируйтесь, тренируйтесь. Наш мозг существует не сам по себе — это часть системы, и ей полезны физические упражнения, предназначенные для тренировки сердечной мышцы, правильное питание и полноценный сон. Врачи сходятся в том, что регулярная зарядка — одно из самых надежных средств профилактики болезни Альцгеймера. И силовые упражнения, и тренировка сердечно-сосудистой системы вызывают положительные биохимические изменения: в частности, вырабатывается больше эндорфинов и кортизола. И все эти блага в буквальном смысле текут по вашим кровеносным сосудам, обогащая ваши мышцы, суставы, кости и — да, и мозг тоже.