Краткая история личностных тестов | Большие Идеи

? Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Краткая история
личностных тестов

Какие есть личностные тесты и стоит ли использовать их для оптимизации штата

Автор: Эбен Харрелл

Краткая история личностных тестов

читайте также

Почему свобода может вредить

Виктория Босс,  Кристоф Ил,  Линус Даландер,  Раджшри Джаяраман

Пять правил для семейных компаний

Джош Бэрон,  Роб Лашенауэр

Почему советы ваших подчиненных пропадают зря

Йохан Аурик

Андрей Мовчан:«У нас нет лидеров, которые могли бы провести реформы»

Анастасия Миткевич

Личностные тесты впервые были использованы в армии США в Первую мировую войну — для выявления предрасположенности к «военному неврозу». Сегодня личностное тестирование — это индустрия объемом примерно $500 млн с ежегодным ростом в 10—15%. Каждый год миллионы людей проходят тесты — при найме, формировании коллектива или чтобы найти свое призвание.

Но такие тесты — палка о двух концах. Недавно суд признал некоторые из них ущемляющими права отдельных групп работников, в частности инвалидов. Кроме того, представления кадровиков о тестировании часто ненаучны. А теоретики менеджмента отмечают: списывая рабочие конфликты на личные особенности, руководители забывают о своей важной роли — помогать коллективу преодолевать трудности.

Тем не менее менеджеры все больше полагаются на тесты как инструмент оптимизации штата. Они проще и дешевле других методов — их даже можно проходить онлайн. Из сотен тестов наиболее известны три.

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ТИПОВ МАЙЕРС — БРИГГС. Катарина Бриггс начала изучать типы личности в 1917 году, пытаясь объяснить неожиданное, как ей казалось, взаимное влечение ее дочери Изабель и жениха той, Кларенса Майерса. Более 20 лет мать и дочь, опираясь на работы Юнга, разрабатывали систему, сегодня известную как типология Майерс — Бриггс (MBTI). Это самый популярный личностный тест: с 1960-х годов его прошли около 50 млн человек.

В основе MBTI — гипотеза о том, что каждому человеку присущи определенный тип ориентации в ситуации (здравый смысл или интуиция), основа принятия решений (мышление или чувство), тип ориентации сознания (экстраверсия или интроверсия) и способ подготовки решений (суждение или восприятие). Их комбинации дают 16 типов личности.

Эксперты, однако, предупреждают: тип личности ничего не говорит ни об индивидуальной, ни о групповой эффективности. Более половины людей, проходя тест повторно, получают иной результат. Myers-Briggs Foundation не рекомендует опираться на него при найме или назначениях, однако многие компании продолжают это делать. Поклонники MBTI находят его полезным для понимания себя и других, а также для профилактики конфликтов.

ПЯТИФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ. Известная также как «Большая пятерка», эта модель представляет собой набор личных качеств, выделенных путем анализа лексики разных языков. Пять факторов включают в себя открытость опыту, добросовестность, экстраверсию, доброжелательность и нейротизм.

Многие ученые считают эту систему золотым стандартом исследований личности. На ее основе разработан ряд других тестов, например опросники NEO и Hogan. По данным исследований, пятифакторная модель помогает предсказать производительность сотрудника. (Впрочем, тест на IQ, например, дает более высокую корреляцию.) Оценки по «Большой пятерке» позволяют спрогнозировать конфликт или гармоничные отношения между сотрудниками.

STRENGTHSFINDER. В 1990-е возникла ветвь психологии, изучающая механизмы сохранения и развития здоровой психики. «Позитивная психология» дала жизнь множеству систем оценки. Самую популярную из них — StrengthsFinder 2.0 от компании Gallup — ежегодно используют 1,6 млн сотрудников более чем 400 организаций из списка Fortune 500. Оценка сильных сторон помогает компаниям увязать должностные обязанности с талантом каждого сотрудника, чтобы повысить его продуктивность, вовлеченность и удовлетворенность работой. На основе позитивной психологии созданы также опросник VIA Survey of Character Strengths и Birkman Method Роджера Биркмена.

Однако есть мнение, что фокус на сильных сторонах не стимулирует саморазвитие и человеку также нужны критика и реалистичная самооценка.

ЧТО ДАЛЬШЕ? Общедоступным инструментам компании все чаще предпочитают разработанные специально для них. Их цель — оптимизировать наем, выявляя лучших кандидатов на конкретные роли и подстраивая под них должностные обязанности. Ряд ученых скептически относится к индивидуальным разработкам — отчасти из-за закрытости их методологий. Однако развитие нейробиологии и статистического анализа позволит создавать надежные инструменты для отбора сотрудников. Это выгодно компаниям, так что они продолжат инвестировать в личностные тесты, стремясь к конкурентному преимуществу в экономике знаний.