Меняться, не изменяя себе | Большие Идеи

? Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Меняться, не
изменяя себе

Если человек методом проб и ошибок развивает свое профессиональное «я», у него формируется особый стиль работы, естественный для него самого и соответствующий его организации.

Автор: Ибарра Эрминия

Меняться, не изменяя себе

читайте также

Избавьтесь от синдрома самозванца

Манфред Кетс де Врис

Как не упустить свою жизнь

Франк Берцбах

Инновации не решат все проблемы

Скотт Энтони

«Роботы никогда не заменят хирургов»

Юлия Фуколова

Если человек сам себе ­кажется притворщиком, ­значит, он развивается.

Аутентичность теперь считают чуть ли не главным достоинством руководителя. Но представляют ее себе слишком упрощенно, что не помогает руководителям быстрее расти в профессиональном и карьерном смысле и играть более важную роль в своих компаниях.

Приведу пример. Синтия, директор компании из сферы здравоохранения. Когда она заняла эту должность, у нее стало в десять раз больше, чем прежде, подчиненных и предприятий, работу которых она контролировала. Но поначалу на столь высоком посту она чувствовала себя не в своей тарелке. Синтия всегда исповедовала принцип прозрачности и сотрудничества и потому честно сказала новым подчиненным: «Я хочу работать на этой должности, но боюсь не справиться без вашей помощи». Ее прямота вышла ей боком: люди, которым нужен был решительный, уверенный в своих силах начальник, не могли ей доверять. Еще пример. Джордж, топ-менеджер малазийской компании, производящей запчасти. Там существовала четкая субординация, а решения принимались большинством голосов. В какой-то момент компанию купила датская глобальная корпорация с матричной структурой, и Джордж оказался в обществе людей, которые всегда принимали решения в ходе свободного, не сдерживаемого никакими правилами обсуждения.

Привыкнуть к такому Джорджу было непросто; новый стиль противоречил обычным для его страны представлениям о скромности. После комплексной аттестации начальник сказал, что ему надо энергичнее продвигать свои идеи и чаще напоминать другим о своих достижениях. Джордж понял его в том смысле, что либо надо вжиться в роль — разыгрывать из себя человека, готового идти напролом, либо конец карьере. Идя наперекор себе, человек чувствует себя притворщиком и цепляется, как за спасительную соломинку, за свою особость, самобытность, оправдывая нежелание осваивать новое, непривычное. Но работы, на которой не нужно делать над собой усилий, совсем немного. Что уж говорить о ситуации, когда, как это случилось с Синтией, Джорджем и другими топ-менеджерами, человека повышают и требования к нему меняются? Изучая исследования, посвященные переходу на руководящие посты, я заметила, что каждое повышение по службе заставляет человека отказываться от привычного. Но именно в это время ему особенно хочется оставаться прежним. Когда мы не уверены в себе или в том, что сможем в новых условиях высоко держать планку и соответствовать ожиданиям, мы обычно отступаем — начинаем вести себя и руководить так, как нам привычнее и удобнее.

Но мое исследование показывает и то, что проще всего и быстрее всего человек учится руководить именно в ситуации, когда его ощущение себя размывается. Тот, кто воспринимает себя как «произведение незавершенное», кто путем проб и ошибок развивает свое профессиональное «я», у того постепенно формируется собственный неповторимый стиль, естественный для самого человека и соответствующий его организации. Это требует решимости, потому что, осваивая новый стиль, человек поначалу понимает новую роль поверхностно, чувствует себя в ней неестественно и потому кажется себе самому неискренним. Но единственный способ устоять и в конце концов стать настоящим руководителем — делать то, что вообще-то противоречит нашему глубинному «я».

Почему руководителям трудно быть самими собой?

Слово «подлинник» обычно употребляют, говоря о произведении искусства — оригинале, а не копии. Если применять его к менеджменту, то смысл, конечно же, меняется, — и становится неоднозначным. Скажем, призывы быть верным своему подлинному «я», оказывается, могут завести человека в тупик: это доказывают результаты многих исследований, посвященных тому, как люди развиваются, набираясь опыта, как в них проявляются новые грани, которые не выявил бы никакой самоанализ. А быть предельно прозрачным, выставлять на всеобщее обозрение абсолютно все свои ­мысли и чувства и невозможно, и рискованно (см. врезку «Что такое аутентичность?»).

Для нынешних руководителей аутентичность оказывается камнем преткновения по нескольким причинам. Во-первых, люди теперь все чаще меняют профессию. Если человек хочет совершенствоваться в своем деле, то ясное представление о себе, словно компас, помогает идти к цели и принимать верные решения. Но если ему надо освоить новое, то слишком жесткий, застывший образ собственного «я», как якорь, держит его на месте. Именно это и произошло поначалу с Синтией. Во-вторых, в глобальном бизнесе многие работают рядом с людьми иных культурных норм и представлений, в том числе о том, как себя вести. Часто кажется, что надо выбирать между «правильным», а значит, эффективным, и естественным. Пример тому — Джордж. В-третьих, в современном мире развитого интернета и социальных сетей люди со всей своей индивидуальностью всегда на виду. Для руководителя становится все важнее то, как он пояляется перед другими — не только в качестве начальника, но и просто человека со своими особенностями и интересами.

Необходимость тщательно лепить личину, которая выставляется на всеобщее обозрение, может претить его подлинному «я». Проведя десятки интервью с талантливыми топ-менеджерами, столкнувшимися с новыми требованиями, я поняла, что чаще всего их ­аутентичность проходит проверку на прочность в следующих случаях.

Вступление в новую должность.

Все знают, что, когда человек переходит на новую руководящую работу, судьбоносными оказываются первые 90 дней. Первое впечатление складывается быстро, и от него многое зависит. Руководители по-разному, каждый в соответствии со своим характером, ведут себя в новой роли, ­когда окружающие внимательно следят за каждым их шагом и словом, а нагрузка заметно вырастает.

Психолог Марк Снайдер из Миннесотского университета выявил два психологических типа — каждый предопределяет, как человек будет руководить другими. Люди, которые все время оценивают, как они выглядят со стороны (с чутким социальным самовосприятием; я называю их «хамелеонами»), могут и готовы приспосабливаться к любой ситуации. При этом они не чувствуют себя притворщиками — для них это естественно. «Хамелеонам» важна их общественная репутация, а за внешней самоуверенностью и напором нередко они скрывают свою уязвимость.

И если сразу не получится, как хотелось бы, они будут «примеривать», словно новую одежду, разные стили, пока не найдут самый подходящий — и им, и обстоятельствам. Благодаря такой гибкости они обычно быстро продвигаются вперед. Но жизнь «хамелеонов» может осложниться, если их сочтут неискренними и безнравственными, даже если они проявляют свою истинную хамелеонскую природу. «Верные себе» (люди со слабым самовосприятием, по Снайдеру), наоборот, не склонны скрывать то, что думают и чувствуют, даже если это некстати. Людей этого типа — к нему относятся Синтия и Джордж — подстерегает другая опасность: они слишком вживаются в определенную манеру поведения, и это мешает им вписываться в новые условия, менять свой стиль, вникая в ситуацию и набираясь опыта. Это как раз случай Синтии. Ей казалось, что, если она будет руководить со свойственной ей предельной открытостью, все у нее получится. Она обратилась к новой команде за поддержкой, честно признав некоторую свою растерянность. Она пыталась изучить незнакомые ей стороны и нюансы бизнеса и, не жалея сил, лично участвовала в обсуждении всех проблем и их решений. Через несколько месяцев она чувствовала себя вымотанной и опустошенной.

Вдобавок ее искренность — признание неуверенности в своих силах — повредило ее репутации. Вспоминая о том времени несколько лет спустя, Синтия сказала мне: «Быть самим собой не значит, что, если вас поднесут к свету, сквозь вас можно будет смотреть». Но тогда вместо того, чтобы выстроить доверительные отношения с подчиненными, она заставила их сомневаться в своей способности быть их руководителем. В подобных случаях неумение передавать полномочия и правильно информировать подчиненных — только часть проблемы. Самое главное — занять в незнакомой ситуации правильную дистанцию. Психолог из Стэнфорда Дебора Грюнфелд говорит о необходимости искать золотую середину между властью и доступностью. Право на власть руководителю обеспечивают его особые знания и опыт, более высокий, чем у подчиненных, профессионализм, и некоторая дистанция только подчеркивает это. Чтобы быть «своим», он выстраивает отношения с людьми, подчеркивает их вклад в общее дело, уважает их точку зрения и управляет ими, симпатизируя им. Поиск правильной пропорции вызывает у «верных себе» жестокий кризис аутентичности, потому что они обычно придерживаются одного из этих двух стилей. Синтия поставила себя в положение слишком доступного и уязвимого человека, и это ее «обесточило». Ее новая, более высокая должность требовала большей дистанцированности от подчиненных, чтобы завоевать их доверие и освоить новые функции.

Пропаганда своих идей (и себя).

По мере карь­ерного роста у руководителя меняются задачи: если раньше он по преимуществу выдвигал идеи, то теперь должен убеждать в их перспективности разные группы интересов. Неопытным руководителям, особенно «верным себе», отвратительна сама мысль о необходимости искать поддержки коллег — все это, с их точки зрения, лишь притворство и интриги. Они убеждены, что их работа ­говорит сама за себя.

Вот пример. Анна, топ-менеджер транспортной компании, удвоила доходы своего подразделения и полностью перестроила основные рабочие процессы. Тем не менее ее начальник считал, что ей не хватает пороху, чтобы вести за собой людей. Кроме того, Анна знала, что она плохо справляется с ролью члена совета директоров родительской компании: говорит не о том и не так. Председателя совета, который мыслил широкими категориями, нередко раздражало ее цепляние к деталям. Она от него слышала только: «активнее, шире, зажигательнее». И Анна это понимала в том смысле, что форма должна превалировать над содержанием. «Но, по-моему, это манипуляция, — сказала она мне во время интервью. — Я тоже могу разговоры разговаривать, но я не хочу играть на чувствах людей. И вот так откровенно дергать их за ниточки». Подобно многим другим начинающим руководителям, она отказывалась составлять эмоционально насыщенные тексты, чтобы вдохновлять подчиненных на трудовые подвиги: для нее естественнее было оперировать фактами и цифрами.

Поэтому они с председателем совета директоров не понимали друг друга: вместо того чтобы заполучить ценного союзника в его лице, Анна упорствовала в своей приверженности фактам. На самом деле многие менеджеры сознают, что их хорошие идеи и потенциал останутся незамеченными, если они не будут активнее проявлять себя. Тем не менее они не в состоянии заставить себя делать это. «Я поддерживаю отношения не с теми, кого я знаю, а с теми, кто близок мне профессионально. Кроме того, в своем выборе я отталкиваюсь от того, чем я могу быть полезен бизнесу, — сказал мне один менеджер. — Может, в смысле карьеры это и не слишком разумно. Но я не могу идти против своих убеждений… Поэтому мои связи не слишком-то мне помогают продвигаться».

Пока человек не начнет воспринимать ­карьерный рост как способ расширить свои возможности и упрочить свое положение — в интересах всей организации, не только своих собственных, он будет чувствовать себя не в своей тарелке, расписывая свои достоинства влиятельным людям. «Верным себе» особенно трудно правильно себя подать руководству именно тогда, когда это особенно нужно, — в начале работы, пока они еще не показали себя в деле. Но, согласно данным исследований, набираясь опыта, обретая уверенность в собственной пользе для организации, человек преодолевает свою нерешительность.

Реакция на отрицательную оценку.

Многие сильные руководители впервые сталкиваются с тем, что кто-то недоволен их работой, именно когда они переходят на высокую должность. Даже если критические высказывания не новы, они кажутся страшнее, потому что падать сверху больнее. Но обычно руководители убеждают себя в том, что некоторая неадекватность их «естественного» стиля — неизбежная плата за эффективность. Джейкоб — менеджер по продуктам продовольственной компании. Во время аттестации его прямые подчиненные невысоко оценили его эмоциональный интеллект, умение сплачивать коллектив и наделять полномочиями подчиненных.

Один сотрудник написал, что Джейкоб не принимает критику. Другой — что после вспышки гнева он вдруг, как ни в чем не бывало, отпустил шутку, не понимая, что такая резкая смена настроения сбивает людей с толку. Человеку, который искренне верил, что создал в коллективе атмосферу доверия, переварить все это было нелегко. Немного опомнившись, Джейкоб осознал, что все это уже слышал (раньше коллеги и подчиненные уже говорили что-то в том же роде). «Мне казалось, я изменился, — вспоминал он, — но, похоже, не сильно». Тем не менее он объяснил начальнику, что и как: «Приходится иной раз быть строгим, чтобы были результаты, а людям это не нравится. Но ведь это — моя работа». Конечно, главного он не понял. Поскольку люди плохо отзываются о стиле управления, а не о профессиональных знаниях и мастерстве, то в их оценках руководители часто видят угрозу своей индивидуальности — словно их заставляют отказаться от самих себя. Именно так это понял Джейкоб. Да, он бывает вспыльчивым, но, на его взгляд, именно благодаря «строгости» он хорошо работал.

В действительности он добивался успехов вопреки себе. Когда функции Джейкоба расширились и ответственность повысилась, его привычка к жесткому контролю за подчиненными превратилась в настоящую проблему: на мелочную опеку уходило время, которое он должен был уделять задачам стратегического рода. Самый известный всем руководитель такого типа — Маргарет Тэтчер. Работавшие с ней помнили, как безжалостно она обращалась с теми, кто не был так же тщательно подготовлен к работе, как она. Она могла публично унизить человека, она, как известно, не умела слушать других и считала компромисс уделом малодушных. Когда весь мир стал называть ее Железной леди, она еще больше уверовала в правильность своих идей и правоту силовых методов. Она была столь искусным оратором и так умела убеждать, что могла заставить подчиниться кого угодно, и постоянно оттачивала свое мастерство. Но в итоге ей пришлось уйти со своего поста — ее сместил ее же кабинет.

Что наша жизнь — игра!

Такое негибкое представление о себе — следствие слишком пристальной интроспекции. Если человек ищет ответов только в себе, он невольно закрепляет старые способы видения мира и устаревшие представления о себе. Игно­рируя преимущества того, что я называю восприятием извне — взгляда со стороны, который он получает, осваивая новые стили руководства, — он не может освободиться из плена привычного образа мыслей и способа действий. Чтобы научиться думать как руководитель, надо начинать с действий: участвовать в новых проектах, браться за новые задачи, взаимо­действовать с людьми самых разных типов, пытаться по-новому выполнять свою работу. Сначала опыт, потом обдумывание и анализ — но не наоборот, особенно в переходный период. Именно действие изменяет нас и наши представления о том, чем стоит заниматься.

Можно, к счастью, научиться «восприятию извне» и постепенно освоить «адаптивно-­аутентичный» стиль, но для этого нужно смот­реть на вещи весело. Считайте, что развитие лидерских качеств — это не столько работа над собой, сколько попытка примерить на себя самые разные «я». Если мы относимся к делу весело, мы открыты для нового. Если вы сегодня один, а завтра — другой, это не обман; мы просто экспериментируем, выясняя, что подходит нашим новым задачам и обстоятельствам. Как показывают мои исследования, начать эту подготовку можно тремя способами.

Подражайте разным людям.

Обучение предполагает подражание — и понимание того, что «не заимствованного» не бывает в принципе. Развиваясь, руководитель начинает воспринимать аутентичность не как свою суть, а как способность осваивать подсмотренные у других особенности стиля или поведения, делая их своими. Только не копируйте стиль какого-нибудь одного руководителя — пусть будет много примеров для подражания. Одно дело — «срисовывать» все с одного человека и совсем другое — избирательно заимствовать те или иные черты у разных людей, создавать собственный «коллаж», который дальше можно будет уточнять и улучшать. Как говорил драматург Уилсон Мизнер, «­переписывать ­одного автора — плагиат, переписывать ­многих — поиск».

Я заметила, как важен такой подход, когда наблюдала за инвестбанкирами и аналитиками, которых повышали, переводя с аналитической и проектной деятельности на должности, связанные с консультированием и продажей новых бизнесов. Большинство из них на новой работе чувствовали себя неуверенно и казались себе некомпетентными, но оказавшиеся среди них «хамелеоны сознательно перенимали стиль и тактические приемы у самых сильных руководителей — и, подражая, учились, к примеру, шутками разряжать обстановку на совещаниях и ненавязчиво формировать общее мнение. «Хамелеоны», в сущности, блефовали, пока не находили то, что их полностью устраивало.

И начальники, видя их старания, поддерживали их советом и делом и делились неофициальной информацией. В результате «хамелеоны» выработали собственные и более уместные стили управления гораздо быстрее, чем «верные себе», которые только демонстрировали свой профессионализм. Часто «верные себе» приходили к выводу, что их начальники — «пустомели», а значит, у них нечему научиться. Поскольку идеального образца не было, им все казалось фальшью. К сожалению, начальники, видя, как трудно им адаптироваться к новым условиям, объясняли это исключительно их нежеланием делать над собой усилие и не занимались ими столько же, сколько «хамелеонами».

Совершенствуйтесь.

Если человек ставит себе цели, связанные с освоением нового (а не только с работой), это помогает ему примерять разные личины и не чувствовать себя при этом притворщиком, поскольку он не ждет, что все сразу же получится идеально. Он перестает защищать свое привычное «я» от угроз, которые несут перемены, и начинает размышлять о том, какой руководитель может из него получиться. Конечно, на новом месте каждому хочется показать себя с лучшей стороны: выбрать правильную стратегию, совершать трудовые подвиги, добиваться поставленных целей. Но, сосредоточившись только на этом, человек начинает избегать рисков, которые всегда сопутствуют освоению нового. Психолог из Стэнфорда Кэрол Дуэк в ходе своих оригинальных экспериментов показала, что человек не может учиться, выполнять новые или ­непривычные задания, если для него важно, как он выглядит в глазах других.

Цели, касающиеся работы, побуждают нас демонстрировать окружающим, что мы обладаем ценными качествами, например интеллектом и коммуникабельностью, и доказывать самим себе, что они у нас есть. А если наши цели связаны с обучением, то мы действительно развиваем эти ценные качества. Когда мы настроены на работу, мы пытаемся показать себя в самом выгодном свете. А когда на обучение, то наше стремление быть самими собой в том, как работаем и руководим, совпадает с не менее сильным стремлением к личностному и профессиональному росту. Один топ-менеджер очень хорошо работал с маленькой группой, но на многолюдных совещаниях отгораживался, как стеной, от новых идей; ему казалось, что комментарии других собьют его с толку, и он искал спасения в длинных, скучных презентациях. Чтобы освоить более раскованный, импровизационный стиль, он взял себе за правило «обходиться без PowerPoint». Он сам удивился тому, сколько нового узнал — не только о собственных постоянно изменяющихся предпочтениях, но и о нерешенных проблемах.

Не зацикливайтесь на «своей истории».

Многие могут рассказать о судьбоносных моментах своей жизни, которые заставляют человека сделать важные выводы. Сознательно или нет, но человек позволяет своим историям и тому образу себя, которого эти истории рисуют, направлять его в новых обстоятельствах. Но по мере того как мы развиваемся, истории могут устаревать, поэтому время от времени их надо основательно корректировать, а то и вовсе выбрасывать и начинать все с нуля.

Так случилось с Марией, которая, став уже руководителем, воспринимала себя как «наседку с цыплятами». Ее коуч, в прошлом гендиректор рекламного агентства Ogilvy and Mother Шарлотта Бирс, объясняет в книге «I’d Rather Be in Charge», что такое понимание себя сформировалось у Марии в то время, когда ей пришлось пожертвовать собственными желаниями и целями ради благополучия своей большой семьи. Этот образ в какой-то момент начал мешать ее профессиональному росту. Хотя у Марии была репутация дружелюбного и преданного члена коллектива и миротворца, ее не назначали на высокую руководящую должность, о которой она мечтала. Вместе с коучем Мария нашла для ориентира другой ключевой момент своей жизни, тот, который больше соответствовал не прежней Марии, а новой, какой она хотела бы себя видеть в будущем. Они выбрали период, когда Мария, тогда еще молодая женщина, полтора года, оставив семью, путешествовала по миру.

Оттолкнувшись от этого более смелого образа, она попросила о повышении, которое раньше считала несбыточным, — и получила его. Дэн Макадамс, профессор психологии из Северо-Западного университета, который всю свою профессиональную деятельность изучал истории жизни, так говорит о «своем я»: это «интернализированная и эволюционирующая история, она складывается из того, что именно человек субъективно выбирает из своего прошлого, настоящего и будущего». Это не просто научное определение. Макадамс считает, что надо верить в свою историю — но и учитывать то, как со временем она изменяется в соответствии с потребностями человека. Полезно вспоминать новые истории о себе и не забывать время от времени их корректировать — как свое резюме. Опять-таки, сам пересмотр истории жизни — процесс обращенный как внутрь человека, так и вовне. Выбранные им истории должны не только обобщать его опыт человека и цели, но также отражать требования среды и находить отклик у окружающих.

Бесчисленные книги и консультанты советуют руководителю начинать свой путь с четкого осознания того, кто он есть. Но, следуя этому совету, легко застрять в прошлом. Ваше лидерское начало может и должно меняться всякий раз, как вы поднимаетесь на следующую ступень служебной иерархии.

Единственный способ развивать свои лидерские качества — расширять границы своего «я»: браться за новое — то, что заставит вас чувствовать себя неуверенно, но и научит, как стать тем, кем вы хотите стать. Такое развитие не подразумевает полного отказа от прежнего «я». Как правило, достаточно изменить чуть-чуть — то, как человек держится, общается, взаимодействует с другими, — и эффект от его руководства усиливается ­многократно.