Быть интровертом
Трушина ИринаПо статистике, минимум треть ваших знакомых — интроверты. Это те, кто предпочитает слушать, а не говорить, читать или мастерить, а не тусоваться, остаться при своем мнении, но не спорить, работать в одиночку, а не в команде, — те, кому уютнее в своем внутреннем мире, чем во внешнем. Автор книги «Quiet: The Power of Introverts in a World That Can’t Stop Talking» (Тишина: Сила интровертов в мире, где все говорят) Сьюзан Кейн уверена: если эта статистика вас удивляет, значит, интроверты вокруг вас хорошо мимикрируют. Некоторые из них научились обманывать даже самих себя и искренне не понимают, почему им так неуютно на больших сборищах. Неудивительно, что они хотят стать общительными, — такую модель поведения навязывают нам со всех сторон. Нас убеждают, что счастлив лишь тот, у кого не меньше сотни друзей в Фейсбуке, кто пробивает себе дорогу в жизни, любит находиться в центре внимания, рисковать, быстро принимает решения, легко вливается в новый коллектив и ударно работает в группе. Часто говорят, что западная цивилизация — общество индивидуалистов, но на деле интроверт считается человеком второго сорта, неудачником, которому мало что светит в жизни, если он не вылезет из своего угла и громко не заявит о себе. Множество исследований свидетельствует, что разговорчивые люди кажутся нам умнее молчунов, говорящие с большей скоростью — более компетентными, а командные игроки ценятся выше упорных одиночек. Само понятие «интроверт» приобрело негативную коннотацию: согласно опросу психолога Лори Хелгоу, с этим словом большинство ассоциирует нелюдимых прыщавых ботаников.
Кейн считает, что идеал экстраверта сформировался в США в начале XX века: с индустриализацией и массовым переселением в города люди обнаружили, что их окружают не друзья и соседи, а незнакомцы.
С ними нужно было уметь общаться и производить впечатление. Яркий пример — Дейл Карнеги, по книгам которого до сих пор учат заводить друзей и выступать публично. К середине века американские родители в первую очередь старались воспитать в ребенке общительность, потому что тихих детей помещали в особые «проблемные» классы, а кто хочет, чтобы его ребенок был аутсайдером? В дальней-шем коммуникабельность стала ценится еще выше, а затем проникла и в другие культуры.
Сотни ученых по всему миру пытаются понять, как формируется психотип, какие черты характера закладываются генетически, а какие — воспитанием, и до какой степени можно их изменить. Экстраверсия и интроверсия — пара наиболее изученных понятий психологии личности. Сами термины впервые появились у Карла Юнга в работе 1921 года «Психологические типы», а рассуждения о различиях двух этих типов людей можно найти уже в Библии.
Но ученые до сих пор не могут четко разграничить темперамент и личность: одно задано генетически и дополняется эмоциональными впечатлениями первых лет жизни; второе — результат комплексного воздействия культуры и личного опыта. Профессор Жером Каган много лет исследует людей с заторможенным и расторможенным темпераментами. В детстве люди расторможенного типа отличаются общительностью, говорливостью, спонтанно возникающими эмоциями. А дети с заторможенным темпераментом пугливы, застенчивы, ведут себя тихо. С возрастом эти особенности сохраняются или усиливаются, из чего Каган делает вывод, что генетика и копирование поведения родителей оказывают на них сильнейшее влияние.