Шесть советов, которые помогут стать смелым | Полезное - только важное и актуальное renchen.ru
Психология

Шесть советов, которые помогут стать смелым

Манфред Кетс де Врис
Шесть советов, которые помогут стать смелым
Фото: Brendon Thorne/Getty Images

Один из моих бывших студентов, генеральный директор крупной диверсифицированной промышленной компании, недавно прислал мне электронное письмо. В нем он рассказал, что, по его мнению, «пандемия — это самое подходящее время, чтобы показать людям, что руководство компании действительно заботится о них».

Вот почему, по его словам, несмотря на серьезные финансовые последствия и несогласие некоторых основных акционеров, он принял решение никого не увольнять и попросил руководителей высшего звена согласиться на понижение зарплат в обмен на акции, которые компания впоследствии выкупит по цене выпуска. Кроме того, он предоставил кредит всем своим поставщикам, которые оказались в затруднительном положении, и с помощью своей команды топ-менеджеров организовал воздушную перевозку средств индивидуальной защиты для больниц, расположенных рядом с основными производственными территориями. Он очень гордился тем, что значительную сумму средств для этой цели команда при поддержке других сотрудников компании успешно собрала всего за несколько дней.

Он признал, что в начале кризиса был «настроен на совершенно иной путь», но ему удалось «набраться смелости, чтобы поступить правильно». Письмо заканчивается словами: «Мои сотрудники ответили на эти действия признательностью».

Я был тронут этим посланием от довольно скромного и встревоженного гендиректора. Он проявил достаточно смелости, чтобы предпринять действия, с которыми не согласились некоторые его акционеры. Очевидно, он тщательно продумал, как поступить в данных обстоятельствах, и действовал в соответствии со своими выводами, не взирая на противодействия и трудности.

Но что же придало ему смелости? Был ли он всегда смелым или научился быть таким? На этот вопрос нелегко ответить, потому что смелость (и личность в целом) есть продукт, создаваемый как природой, так и воспитанием; как индивидуальностью, так и обществом; как человеком, так и ситуацией.

От природы к воспитанию

Природа, безусловно, играет роль в определении того, у кого есть смелость, а у кого нет. Исследования в области нейробиологии показывают, что некоторых людей характеризует склонность к острым ощущениям или поведению личности «типа Т». Области мозга, которые отвечают за принятие решений и самоконтроль, у людей, ищущих острых ощущений, несколько отличаются от структуры мозга людей, избегающих рисков.

У людей «типа T» может быть меньше дофаминовых рецепторов, которые регистрируют ощущения удовольствия и удовлетворения, и поэтому таким людям для хорошего самочувствия может требоваться более высокий уровень стимуляции и активности эндорфина. Также у них более высокий уровень тестостерона, гормона, который, по-видимому, коррелирует с раскрепощенным поведением, что тоже может привести к большему риску в жизни. Предрасположенная к риску нейрологическая архитектура в сочетании с сильным набором ценностных установок, определяющих что правильно, а что нет, может повысить вероятность того, что личности «типа T» будут действовать отважно.

Но даже если некоторые люди могут быть генетически более предрасположены к риску, чем другие, это не означает, что они обязательно проявят больше смелости. Вместе со Стэнли Рахманом, автором классической книги Fear and Courage на эту тему, я считаю, что небиологические факторы — в частности, психологический облик, ценности и убеждения человека, а также примеры для подражания в раннем возрасте — могут заставить нас рисковать своей безопасностью в интересах защиты других людей. Химический состав вашего мозга, возможно, делает вас в большей степени готовым к прыжку с веревкой по сравнению с моим дедушкой, но смогли бы вы, как он, предоставить убежище еврейским беженцам в оккупированной немцами Голландии во время Второй мировой войны?

От человека к контексту

Существует множество исследований, связывающих способность действовать смело (или каким-либо иным образом) с измеримыми — и контролируемыми — личностными качествами. Начнем с того, что у нас есть некий уровень того, что Альберт Бандура назвал самоэффективностью. Самоэффективность — это наша уверенность в собственной способности противостоять стоящим перед нами вызовам. Когда придет время для смелых действий, вера в то, что «мы можем сделать это», будет иметь важное значение. Важна также наша самооценка, более знакомый и, по крайней мере, частично изученный психологический фактор, который, как и уровень тревожности, может повлиять на нашу оценку собственной способности успешно выполнять сложные и рискованные задачи. Степень открытости опыту, одному из пяти аспектов теории личностных качеств «Большой пятерки», также может быть определяющим фактором. Люди, обладающие этим качеством, с большей вероятностью будут активно действовать во время кризиса. Все эти характеристики могут быть развиты и сформированы как личной практикой, так и благодаря внешней помощи. Например, низкую самооценку и тревожность можно преодолеть с помощью терапии, и очень многое можно сделать для развития открытости опыту.

Конечно, среда и контекст, в котором вы работаете, также будут иметь значение. Как и в биологии, работать с окружающей средой труднее. Вам будет легче действовать, если то, что вы делаете, отражает общие нормативные представления о том, что мы считаем правильным или неправильным. Это, безусловно, случай моего деда. Захватчиков в Голландии не приветствовали, и вполне вероятно, что укрытие еврейских беженцев было бы расценено социальной группой моего деда как достойный восхищения акт неповиновения. Сомневаюсь, что он получил бы социальную поддержку в случае, если бы пытался спасти немца от нападения толпы жаждущих мести голландцев. Это свидетельствует о том, что в одних ситуациях мы легко можем проявить смелость, а в других нет. Слишком часто в ситуациях, когда набраться смелости трудно, мы поддаемся страху, давлению со стороны участников своего круга, коллективному мышлению или подчинению авторитетам.

Обучение через практику

Возможно, лучший способ думать о смелости — это обращаться с ней как с мышцей. У некоторых людей от рождения мускулатура лучше, чем у других, но с помощью тренировок и практики развить свои мышцы может каждый. Например, мой бывший студент признался, что мысль о необходимости разобраться со своей относительно низкой самооценкой и тревожностью появилась у него отчасти благодаря поддержке его коллег-руководителей на курсе лидерства. Ему также помогли хорошие советчики — поддержка супруги и множества хороших друзей: они побуждали его предпринимать эти смелые шаги.

За 50 с лишним лет работы психоаналитиком, психотерапевтом и коучем руководителей я пришел к выводу, что для обретения и практики смелости моим пациентам и студентам были крайне полезны приведенные ниже методы.

Разработайте сценарии. Я прошу людей представить самое плохое, что может с ними произойти, если они совершат запланированное действие, и каков будет результат в случае бездействия. Выявив риски, на которые они идут, люди могут выработать иммунитет к своим страхам.

Признайте склонность к негативной предвзятости. Многие люди склонны заострять внимание на отрицательных, а не положительных результатах. Информируя людей о соответствующих исследованиях, вы можете помочь им исправить эту предвзятость. Вы также должны убедиться, что они рассматривают и положительные и отрицательные сценарии. Если вы сами все-таки рассматриваете негативные сценарии, попробуйте более конструктивным образом переформулировать то, что может казаться опасным.

Поговорите о скрытых страхах. У людей, которые боятся действовать, часто мало или совсем нет уверенности в себе, и это отсутствие уверенности проявляется разными способами — например, через прокрастинацию, перфекционизм или синдром самозванца. Раскрытие собственной неуверенности, своей уязвимости может оказать положительное влияние на ваши действия. Определяя то, чего мы действительно боимся, мы уменьшаем свой страх перед ситуацией, и это дает нам смелость действовать. Также может быть полезно взглянуть на опыт других людей, которые победили свои страхи.

Тренируйтесь выходить из своей зоны комфорта. Осознанная и последовательная отработка маленьких смелых поступков может иметь кумулятивный эффект. Например, я предлагаю людям пытаться открыто высказываться, когда они считают, что в их повседневной жизни что-то не так. Если каждый раз бросать вызов самому себе, защищая вещи, которые могут казаться не такими уж и важными, это может укрепить привычку принимать действительно трудные и смелые решения.

Управляйте своим телом. Страх физически истощает, а его физические проявления усугубляют психические. Любой, кто вынужден действовать в стрессовой ситуации, должен убедиться, что он принимает вызов, будучи в хорошей физической форме. В период кризиса убедитесь, что вы не забываете о правильном питании, занятиях спортом и сне. Я также обнаружил, что различные техники релаксации, такие как медитация и йога, могут быть весьма полезны для создания ясности ума, необходимой для смелых действий.

Признайте, что вы не одиноки. Присутствие людей, с которыми вы свободно делитесь своими страхами и которые могут поделиться своими страхами с вами, может стать ценным ресурсом, когда вы столкнетесь с проблемой развития смелости. Они необязательно должны быть вашими хорошими знакомыми. Например, мой студент рассказал мне, что получает энергию от общения с другими участниками нашего семинара, от людей, с которыми он никогда не встречался раньше. В некотором смысле страх может быть определенной зависимостью, и поддержка людей, которые находятся в той же лодке, что и вы, может помочь вам преодолеть эту зависимость.

Чем больше мы способны противостоять нашим страхам, тем больше мы заменяем основанные на страхе реакции проявлениями смелости. Но суть не только в борьбе с этим внутренним врагом. Вступая в сражение со своим страхом, мы начинаем действовать по-другому, мы чувствуем себя более живыми. Как сказал когда-то философ и поэт Ральф Уолдо Эмерсон: «Тот, кто не способен ежедневно преодолевать страх, не познал тайну жизни».

Об авторе. Манфред Кетс де Врис (Manfred F. R. Kets de Vries) — психоаналитик, коуч, профессор бизнес-школы INSEAD.