Не говорите слишком много! | Большие Идеи

? Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не говорите
слишком много!

Как руководителю перестать слишком много говорить

Автор: Хьялмар Гисласон

Не говорите слишком много!
HBR STAFF/FREDER/GETTY IMAGES

читайте также

Евгений Касперский: «Цифровой преступный мир самоизолировался, но не ушел на каникулы»

Евгений Касперский

Cтоит ли переезжать ради карьеры

Ребекка Найт

Лики российского бизнеса

Елена Евграфова

Чего работающие родители хотят от начальства?

Келли Швинд Уилсон,  Линдси Мечем Росоха,  Эллен Эрнст Коссек

Я руковожу стартапом и хочу быть уверен, что все в моей команде понимают, к чему мы стремимся. Я также хочу быть уверен, что мы воспринимаем, рассматриваем и реализуем идеи всех сотрудников и быстро устраняем возникающие проблемы. По этим причинам мы часто собираемся на совещания. Очень часто.

Мы обсуждаем нашу миссию, цели и шаги, необходимые для их достижения. Каждый раз я ищу новый способ выразить свои мысли, чтобы кристально ясно донести свое видение и обнаружить даже самые незначительные отличия в том, как разные участники команды понимают наши цели.

В общем, я чрезмерно много общаюсь.

И я делаю так не только сейчас, когда у меня в команде относительно мало людей. Так же я поступал на протяжении всей своей карьеры, даже те несколько лет, когда работал вице-президентом крупной компании в Ньютоне, штат Массачусетс.

Однажды мне пришлось спросить себя: «В какой момент я начинаю действовать неверно, общаясь с сотрудниками? Где та грань, которую мне лучше не переступать?»

Ответ не так прост. С одной стороны, людям не нравится, когда их начальник проявляет избыточную активность в общении со всеми участниками проекта, поскольку это отнимает огромное количество времени. С другой стороны, некоторые исследования специалистов из Гарварда говорят о том, что «постоянный избыточный контакт» со стороны менеджеров помогает завершать проекты вовремя.

Я определил для себя свод правил, которые позволяют избежать негативных последствий избыточной коммуникации (таких, как потеря времени и снижение производительности) и все же продолжать использовать этот инструмент для быстрого устранения возникающих препятствий.

Коммуникация должна быть двусторонней

Пытаясь донести свое видение и организовать предстоящую работу, многие предаются ораторству. У вас на уме столько соображений и вам столько надо сказать, что увлечься немудрено. А раз вы «босс», велика вероятность, что остальные будут просто слушать и кивать. В такой ситуации легко потерять счет времени.

Руководители должны следить за тем, чтобы слушать столько же (если не больше), сколько говорить. «Эффективные лидеры не только говорят, но и слушают, — отмечается в публикации Северо-Восточного университета. О том же пишут и в HBR: слушание — «один из недооцененных инструментов руководителя».

Во время совещаний следите за тем, сколько времени вы говорите сами, а сколько — слушаете других. Отвечая на вопрос, попросите других членов команды высказать свое мнение. Так все будут вовлечены в процесс и поймут, что их вклад в общее дело ценится.

Не перебивайте «поток»

Когда ваши сотрудники заняты разработкой нового решения или выполнением задач, не стоит завязывать с ними внезапный разговор. Если ситуация некритическая, не выдергивайте их из состояния потока, когда они сосредоточены на решении важных задач. Также убедитесь, что в расписании сотрудников достаточно длительных периодов, в течение которых они могут сосредоточенно работать и не прерываться на встречи. Разбить рабочий день на много маленьких отрезков за счет постоянных совещаний — верный способ снизить производительность в любой творческой среде.

По этой причине идеальное время для разговоров, как правило, либо в начале рабочего дня, либо ближе к его концу, но не в самом конце, когда все собираются уходить с работы. Также имеет смысл проводить совещания только тогда, когда свободны все нужные для него участники.

Ежемесячно проводите личные встречи

Руководитель должен проводить ежемесячные личные встречи со всеми членами команды, чтобы убедиться в том, что все их идеи и опасения приняты к сведению. На этих совещаниях сотрудники должны иметь возможность высказывать все что угодно.

Чтобы убедиться, что сотрудники не сдерживают себя, я прошу их рассказывать как минимум об одной проблеме на каждой встрече. Это может быть опасение насчет продукта, находящегося в разработке, соображение о том, как работает наш бизнес, или идея о том, как его улучшить.

Конечно, позитивные соображения тоже приветствуются. Сотрудники могут рассказать о том, что их захватывает и чего они хотели бы видеть в большем количестве в работе компании. Однако решение проблем всегда остается в приоритете.

Больше чем политика открытых дверей

Я считаю, что все руководители и менеджеры приветствуют обсуждение любых — больших и не очень — вопросов со всеми членами команды. Однако, по мнению многих экспертов, просто заявить, что у вас в компании действует политика открытых дверей, недостаточно. Важно мотивировать сотрудников высказаться, показывая, что, когда они заявляют о проблеме, вы предпринимаете конкретные шаги по ее решению.

Один из способ этого добиться — запустить петлю обратной связи. После обозначения проблемы на общем совещании или на личной встрече следите за тем, что происходит дальше. Отслеживайте прогресс, выявляйте препятствия и продолжайте прикладывать усилия для ее устранения. Чем больше вы будете уделять этому внимания, тем быстрее люди заметят практическую ценность в том, чтобы открыто говорить о проблемах. К тому же, они увидят конкретные результаты всей коммуникации.

В целом, лучше проводить как можно меньше запланированных встреч и как можно чаще принимать участие в спонтанных беседах. Если запланировать встречу все же необходимо, закажите побольше хорошей еды, так как совещание в условиях низкого сахара в крови — плохая затея.

Если вы руководитель, то наверняка хотите убедиться, что все члены команды понимают ваше видение и знают, чего вы хотите достичь. В какой же момент коммуникацию с вашей стороны можно назвать избыточной? Когда нужно остановиться?

Есть правила, которым вы можете следовать, чтобы снизить негативный эффект от чрезмерного общения. Во-первых, слушайте столько же, если не больше, чем говорите. Никогда не прерывайте «поток»: когда ваши сотрудники заняты разработкой новых решений или выполнением важных задач, не стоит их отвлекать. Мотивируйте сотрудников на личные встречи с начальником как минимум раз в месяц и просите их рассказывать хотя бы об одной проблеме на этих совещаниях. Наконец, вдохновите сотрудников чаще высказываться о проблемах, показав, что сказанное ими не проходит бесследно и вы предпринимаете конкретные шаги по решению этих вопросов. Последовав этим рекомендациям и создав атмосферу психологической безопасности, вы скорее достигнете успехов и не будете раздражать команду избыточным общением.

В конце концов, именно в такой благоприятной среде им будет проще сказать вам: «Знаете что, шеф? Мне кажется, у нас все получается».

Об авторе. Хьялмар Гисласон (Hjalmar Gislason) — основатель и генеральный директор компании GRID.