Осознанность расхолаживает | Большие Идеи

? Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Осознанность расхолаживает

После медитации люди не горят желанием работать

Автор: Скотт Беринато

Осознанность расхолаживает

читайте также

Пора дать людям настоящую передышку

Эми Блэнксон

«Карты Павлова». Как покер помогает лидерам тренировать мышление

Марк Завадский

Уроки креативности: как нужно учить и воспитывать современных детей

Митчел Резник

Один день из жизни Ричарда Брэнсона

Редакция «HBR — Россия»

Эндрю Хафенбрак, профессор Школы бизнеса и экономики Cat?lica Lisbon, предложил одной группе участников эксперимента 15 минут помедитировать, а другой — отдохнуть, почитать новости или подумать о жизни. Затем он дал всем задание — например, отредактировать сопроводительное письмо к резюме. Прежде чем приступить к выполнению, люди должны были оценить степень своей мотивированности и сказать, сколько времени они готовы потратить на эту работу. Те, кто медитировал, не горели желанием трудиться и собирались посвятить заданию меньше времени. Исследователи пришли к выводу: осознанность расхолаживает.

Профессор Хафенбрак, защищайте свою идею!

Хафенбрак: Мы с Кэтлин Вос, моим соавтором, предполагали, что медитировавшие продемонстрируют меньшее трудовое рвение. И дейст­вительно, уровень их мотивации был примерно на 10% ниже, чем у тех, кто не медитировал. Это не так уж мало. Но нас удивило другое. Несмотря на вроде бы меньшую готовность работать, ­участники этой группы выполнили задание не хуже остальных. Мы провели эксперимент 14 раз с разными вариациями: медитировавшие ни разу не оказались слабее соперников, а однажды даже обогнали их.

HBR: То есть они работали без ­особого желания, но хорошо?

Да, и вот этого-то мы и не ­ожидали. Почитайте работы по целеполаганию — вы найдете сотни исследований, указывающих на взаимосвязь мотивации и результатов труда. Чем значительнее мотивация, тем выше результаты, и наоборот. Оказалось, это не всегда так. Мы были поражены.

В чем же дело?

Медитировавшие не думали о будущем, были расслаблены и не устремлены к цели — вероятно, это плохо сказывалось на производительности труда. Но в их состоянии были и плюсы: снизился уровень стресса, вины и тревожности, так что людям было легче сосредоточиться на задании. Похоже, в итоге отрицательные последствия (сниженная мотивация) и положительные (повышенная концентрация на задании) компенсировали друг друга.

Возможно, мотивация снизилась, потому что люди медитировали впервые?

Наши выводы действительно базируются только на одном сеансе медитации. Данных о том, медитировали ли участники эксперимента ранее, у меня нет. Так что вопрос, повлияло ли это на полученные результаты, вполне справедлив. И все же, думаю, люди, которые медитируют, чтобы справиться со стрессом, в любом случае отреагировали бы на наше задание аналогичным образом.

А может, их расхолаживало само задание, а не общая расслабленность?

Это другой вопрос. Возможно, в состоянии осознанности человек воспринимает задание как ненужное и глупое. В лабораторных условиях это трудно проверить, однако задуматься стоит. Но я предполагаю, что релаксация снижает уровень мотивированности независимо от типа задания.

Почему вы усомнились в пользе осознанности, ведь эта концепция сейчас на пике моды?

Я вовсе не против осознанности. Однако исследования в этой области дают сплошь положительные результаты, что для науки почти невероятно. Лишь в пяти статьях из нескольких тысяч ценность медитации ставится под вопрос. Мне как ученому и как человеку трудно поверить в существование чего-либо стопроцентно позитивного. Я подумал: надо разобраться. Должны же быть какие-то минусы в жизни «здесь и сейчас»! В этом и была идея ­исследования. Первая часть эксперимента подтвердила наши догадки. Но вторая дала неожиданные результаты: производительность труда не снизилась.

Способны ли подобные исследования подорвать «авторитет» осознанности?

Осознанность — огромная, сложнейшая тема. Это буддистская концепция, которой больше 2 тыс. лет. На Запад она пришла около 40 лет назад — ее популяризировали Джон Кабат-Зинн, Мирабай Буш, Джек Корнфилд. Сейчас она переосмысливается, становится светской и уже не сводится к исходным философским размышлениям о нашем отношении друг к другу. Само понятие «осо­знанность» сегодня размыто. Это и молитва, и медитация, и йога — каждый имеет в виду что-то свое. Этим воспользовались маркетологи, и знаете, почему? Здесь очень легко обойти закон. Если вы безосновательно назовете свой товар, скажем, органическим, вас засудят, а с «осознанностью» делай что хочешь. Так что теперь в магазине можно купить «осознанный» майонез.

Не может быть!

Может! Не совсем понятно, правда, что это значит. И таких примеров все больше. Я уже видел «костюмы для осо­знанных мужчин» и «осознанную одежду» для женщин. Профессионалы пытаются выжать из тренда все что можно.

Я прежде всего ученый, у меня нет личной заинтересованности, так что к этому вопросу я отношусь нейтрально, но я вижу, как люди взрываются, стоит сказать об осо­знанности что-нибудь не то.

На ваше исследование тоже плохо реагировали?

Еще как! Мои выводы нельзя даже назвать критическими, а желчи на меня вылито уже предостаточно. Оказалось, нельзя даже заикнуться о том, что — пусть в некоторых весьма специфических случаях — медитация может оказаться контрпродуктивной. Наc однажды даже назвали «докторами Менгеле от бихевиористики»: по-моему, эта характеристика не только несправедлива, но и весьма далека от концепции осознанности.

Вы намерены и впредь подрывать устои осознанности?

Больше всего меня интересует, что можно сделать, чтобы помочь людям чувствовать себя лучше и работать эффективнее. И мне любопытно, какие побочные эффекты могут быть у такой помощи. Я не собираюсь посвящать этому жизнь, но знать подобные вещи очень важно, ведь сегодня программы осознанности массово внедряются в организациях. Их экономические последствия могут быть весьма значительны. Подчеркну: я не считаю осознанность опасной или вредной. В целом это отличная штука, но надо убедиться, что мы правильно ею пользуемся. Вот на какой аспект я хочу обратить внимание.

Вы сами медитируете?

Да, но не каждый день. Иногда, чтобы заснуть или успокоиться перед непростой встречей. Я медитирую по мере необходимости, это как лекарство. И вот что еще я хотел бы донести до людей: медитация меняет наше самоощущение почти мгновенно, ее пользу можно ощутить после одного короткого сеанса. Не надо заставлять всех подряд медитировать по часу в день.

Стоит ли кадровикам сворачивать программы осознанности?

Я очень надеюсь, что, прочитав это интервью, никто не скажет: «Хватит медитировать». У этой практики действительно много плюсов. Знаете, почему, среди прочего, осознанность настолько востребована? Хорошо себя чувствовать хотят все, для этого не нужен повод. Осознанность облегчает жизнь и помогает контролировать ситуацию за счет наблюдения за окружающим миром и собственным состоянием. Она позволяет принимать обдуманные решения и не прятаться от реальности и возникающих проблем. Осознанность нужна всем.