Грубость начальства ранит | Большие Идеи

? Психология

Грубость
начальства ранит

От придирок до харассмента: как лидер становится врагом

Грубость начальства ранит
Teravector/Легион-медиа

читайте также

Книги для бизнеса

Евграфова Елена подготовила

Сначала тест, потом интервью

Бейтсон Джон,  Берк Юджин,  Вирц Йохан,  Вон Карли

Судите по делам их

Роде Фрэнк

Как стать понимающим руководителем

Скотт Бисон

В последние два десятилетия в фокус внимания исследователей попала так называемая темная сторона лидерства (dark side of leadership) — действия облеченных властью людей, контрпродуктивные с точки зрения организации. В частности, рассматриваются некорректное и непорядочное поведение в отношении подчиненных: вербальные выпады и оскорбления, несправедливость в оценках и распределении заданий, приписывание себе достижений собственных сотрудников. Негативные проявления власти иследователи называют враждебным поведением руководителя (ВПР).

Российская бизнес-среда в этом отношении представляет особый интерес. Множество кросс-культурных исследований говорят о том, что в индивидуалистических культурах с низкой дистанцией власти работники реагируют на несправедливость и авторитаризм руководителей значительно болезненнее, нежели работники в коллективистских культурах с высокой дистанцией власти, таких как российская. Авторитаризм руководителя традиционен для нашей страны.

Возможно, враждебное поведение контрпродуктивно только в условиях западной культуры, а в российской оно воспринимается как неотъемлемый атрибут сильного руководителя? Каковы наиболее типичные проявления враждебного поведения руководителей и каков социальный портрет российского руководителя-абьюзера? При каких условиях руководители чаще унижают подчиненных? Для ответа на эти вопросы Евгения Балабанова, профессор НИУ ВШЭ, и двое ее соавторов — Мария Боровик (компания «Нестле Россия») и Вероника Деминская (аспирант НИУ ВШЭ) — провели исследование, включавшее анонимный опрос слушателей онлайн-курса на Национальной платформе открытого образования.

Авторы выделили два типа индикаторов ВПР. К первому относятся эмоциональные проявления, такие как вербальная и невербальная агрессия, грубость и унижение, ко второму — не связанные с эмоциями вещи: предъявление невыполнимых требований, месть за критику, намеренное затруднение исполнения работы, нарушение интересов сотрудника, приписывание ему своих ошибок и просчетов и присвоение его заслуг и результатов. Проявления второго типа не столь очевидны стороннему наблюдателю: такой руководитель, злоупотребляя властью, внешне может вести себя корректно и сдержанно.

Зарубежные исследования показывают, что ВПР зависит от схожести характеристик руководителя и подчиненного — в частности, по полу и стажу работы в организации. Кроме того, отмечался большой процент агрессивности среди молодых начальников.

В российском исследовании среди респондентов мужчины составили 46%, женщины — 54%. Средний возраст ответивших — 33 года, средний стаж в организации — 6 лет. Одно высшее образование было у 76% заполнивших анкету, два и более либо ученая степень — у 19%, среднее профессиональное образование — у 5% респондентов. Руководители, имеющие в подчинении хотя бы одного человека, составили 40% выборки. Непосредственными руководителями респондентов в 67% случаев были мужчины и 33% — женщины. В общей сложности исследователи получили 198 заполненных подробных анкет.

Исследователи выделили 21 индикатор враждебного поведения и предложили анкетируемым отметить те, с которыми они столкнулись в отношении себя. Десять индикаторов набрали более 10% голосов. Ниже приведены наиболее частотные проявления.

ЧАСТОТА УПОМИНАНИЙ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ВРАЖДЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ

Респондентам, отметившим хотя бы одно проявление ВПР, предложили объяснить мотивы такого поведения своих начальников. В ответах лидировали две версии: демонстрация власти и отсутствие у руководителя коммуникативных навыков. По мнению авторов, это служит подтверждением того, что ВПР не сводится к эмоционально-психологическим особенностям личности руководителя, а отражает характер властных отношений в организации. Иными словами, ВПР — это в большей степени социальный, а не психологический феномен.

Анализ ВПР по группам респондентов показал, что чаще прочих его проявления отмечают респонденты-женщины, руководителями которых также были женщины, а реже всего — женщины, работающие под началом мужчин. Кроме того, значение имеет и интенсивность контактов начальника и подчиненного: чем больше времени они проводят рядом, тем больше негатива второй получает от первого.

Зарубежные исследования показали, что на частотность ВПР влияют практики, касающиеся справедливости вознаграждения, содержания работы и возможностей карьерных продвижений. Отмечалось, что системы вознаграждения, основанные на отношениях руководителя и подчиненного, способствуют злоупотреблению властью, причем буллинг и несправедливость испытывали не только слабые, но и успешные работники. Питательной средой для проявлений ВПР выступает система вознаграждений, при которой отсутствуют единые для всех объективные критерии оценки сотрудников, а размер и основания поощрений отданы на откуп линейным руководителям. В таких условиях подразделения становятся их вотчинами. Теория власти предсказывает, что чем большим объемом ценных ресурсов может по своему усмотрению распоряжаться начальник и чем меньше альтернативных возможностей получения этих ресурсов у подчиненного, тем больше личная власть над ним. Размер основного и дополнительного заработка или премий, условия труда, доступ к оборудованию и информации, возможности обучения, карьерного развития — все это может поставить подчиненного в зависимость от руководителя.

«Власть — неотъемлемый атрибут организации, условие упорядоченности взаимодействия, мобилизации ресурсов, достижения организационных целей, — пишут авторы. — Она является необходимым условием реализации руководителем своих функций. Однако большой объем властных полномочий может создавать условия для злоупотребления властью в личных интересах».

Описание респондентами своих «враждебных» руководителей содержат один важный момент: такой начальник не просто пользуется своей властью, демонстрируя ее сотрудникам в неприглядной форме, но и сознательно поддерживает ее основу: экономическую зависимость подчиненных. Вот несколько цитат из анкет.

«Руководители оскорбляют, постоянно кричат, что незаменимых сотрудников нет и что все, у кого нет своего бизнеса, — рабы. Могут позвонить в любое время дня и ночи, и надо быть в доступе. И при этом дарят подчиненным дорогие подарки».

«Нет, он [руководитель-­абьюзер­] был не псих. Он не увольнял своих ­подчиненных, дарил им дорогие подарки на дни рождения, ежедневно угощал весь отдел дорогим кофе и сладостями. Предприятие было богатым, зарплата была неплохая. Когда перепадала квартальная премия, можно было совершить крупную покупку, поэтому сотрудники терпели достаточно долго, не увольнялись».

Как действуют сотрудники, находящиеся в подчинении у лидера-врага? Респондентам, отметившим враждебные проявления, задали вопрос об их собственной реакции. Теоретически возможны четыре типа поведения: (1) уйти или начать активно искать другую работу; (2) выступить с критикой; (3) ничего не предпринимать; (4) снизить обороты, пренебрегать обязанностями. В анкетах наиболее частой в качестве реакции на враждебное поведение руководителя упоминался первый вариант: люди хотели уволиться.

Следующая группа вопросов касалась эмоционального негатива, физического самочувствия и контрпродуктивного поведения людей, испытывающих враждебность со стороны руководителя. Наиболее сильно ВПР коррелирует с эмоциональным выгоранием, падением интереса к работе.

Основной вывод таков: враждебное поведение руководителя пагубно влияет как на социально-психологическое самочувствие работников, так и на их установки и поведение. Это опровергает предположение о том, что крайние формы начальственного авторитаризма не вызывают отторжение в российских компаниях.

ИСТОЧНИК Е.С. Балабанова, М.Э. Боровик, В.Э. Деминская, «Враждебное поведение руководителя: предпосылки, проявления, последствия», Российский журнал менеджмента, 2018.

«Мы хотим, чтобы люди делились негативом с нами, а не с социальными сетями»

Группа компаний Simple — один из крупнейших импортеров и дистрибуторов вина, минеральной воды и натуральных соков со своей логистикой, множеством каналов продаж и зарубежными закупками. Всего в компании работают около двух тысяч человек. Мы расспросили директора по персоналу Simple Group Екатерину Прохорову о том, что компания делает для того, чтобы грубости и несправедливости во взаимоотношениях начальников и подчиненных было как можно меньше. Ниже — отредактированные выдержки из этого интервью.

Почему HR-директор вообще должен заниматься этой проблемой? Есть ли связь между стилем руководства и бизнес-результатами компании?

Определенно есть. Любое контрпродуктивное поведение руководителя влияет на эффективность бизнеса, приводя к падению производительности труда, росту текучки и абсентеизма. Увеличиваются расходы на найм, ведь слух о «плохом начальстве» быстро разносится. Сроки подбора человека на должность удлиняются, процесс привлечения дорожает, больше денег приходится тратить на обучение и удержание персонала. Если у компании слабый HR-бренд, растут затраты и на оплату труда: люди при приеме на работу закладывают риск на «дурное руководство», становится труднее пригласить нужных компании профессионалов.

Какие способы предотвратить неправильное поведение начальников есть в вашем распоряжении?

Прежде всего надо брать на работу правильных руководителей. Мы тщательно собираем независимые рекомендации для кандидатов на руководящую должность, опрашиваем в том числе и их бывших подчиненных, а также проводим оценочные процедуры. А для действующих руководителей у нас есть система обратной связи по методу 360 градусов, управленческие тренинги и коучинг. Сейчас команда топ-менеджеров и менеджеров среднего звена Simple значительно обновилась. Мы приняли много специалистов, до этого работавших и сформировавших свой управленческий стиль в мультинациональных компаниях (МНК).

Чем отличается стиль руководства в МНК?

Я много лет проработала директором по персоналу в международных компаниях и не буду их идеализировать: проявления ВПР случаются везде. Но у лучших МНК сильная корпоративная культура и развитая система управления персоналом. Человек либо приобщается к этой культуре, либо отторгается ею. Крупные МНК организуют прямой канал обратной связи с сотрудниками: жалобы на несправедливость попадают на корпоративный уровень.

А как вы действуете, если узнаете о несправедливости?

Главное — сразу поговорить с людьми, проанализировать ситуацию, потом быстро обсудить ее с самим руководителем и вышестоящим лидером. Скорость реакции очень важна. Мы, как правило, устанавливаем срок для исправления ситуации и в конце смотрим, что изменилось в рабочем климате. Если позитивной динамики нет, меры могут быть разными — вплоть до замены руководителя.

Но не каждый «обиженный» придет к вам: кто-то терпит, кто-то голосует ногами.

Мы хотим, чтобы люди делились негативом с нами, а не с социальными сетями, и не голосовали ногами. В кодексе компании Simple есть простые правила взаимодействия между сотрудниками и между руководителем и подчиненными, и мы о них время от времени напоминаем. Для этого используется множество средств: вплоть до сообщений на скринсейверах компьютеров сотрудников.

Исследователи отметили устойчивую связь между ВПР и системой вознаграждения в компаниях. Как она устроена в Simple?

В компании прозрачная система вознаграждения. Но прозрачная не значит простая. Должности, в том числе руководящие, разделены на грейды, задающие структуру зарплаты, бонусов и корпоративных льгот. Ежегодно проходят сессии, в ходе которых руководители обсуждают с дирекцией по работе с персоналом результативность и потенциал своих подчиненных. По итогам обсуждений каждый сотрудник получает свой рейтинг. Чтобы не было субъективизма, мы проводим кросс-функциональную калибровку каждой оценки. Правила изменения вознаграждения, должности или грейда абсолютно четкие. Их определяет личный рейтинг и сравнение с рынком труда; также учитывается история изменений вознаграждения каждого сотрудника. Все кадровые решения проходят несколько уровней согласования, включая дирекцию по персоналу, и утверждаются кадровым комитетом.

Я общаюсь со всеми руководителями, обсуждаю оценки и предлагаемые кадровые изменения. На сессии уходит два месяца в году, но я не считаю это неэффективной тратой времени.

Можно ли говорить о результатах всей этой работы?

Цифры показывают рост производительности, а подробные анкеты — рост вовлеченности. Уход по инициативе сотрудников неуклонно снижается. Для нашей отрасли 10—11% — хороший показатель оттока, учитывая, что главная доля текучки приходится на линейный персонал.