Страх в помощь
Габриэла Каччиотти , Джеймс ХэйтонСтрах неудачи, будь то потеря ключевых клиентов или денег, преследует предпринимателей. Эти страхи рождены не на пустом месте: исследования показывают, что приблизительно 75% предприятий терпят крах в течение первых 10 лет своего существования (см. данные о выживании фирм Бюро статистики США). Для предпринимателей храбрость — это не отсутствие страха, а способность продолжать делать свое дело.
Но даже успех может вызывать беспокойство. Мы спросили основателя и CEO компании-производителя йогурта Chobani Хамди Улукайю, приходилось ли ему испытывать страх в процессе создания своего многомиллиардного бизнеса. «Ежедневно, — ответил он, — потому что неудача отразилась бы на множестве людей».
«Терпи провалы быстро и часто», — постоянно повторяют последователи методологии lean и многие другие, но на самом деле никто не желает провала. Неудача имеет множество последствий, включая потенциальное банкротство, изъятие банком жилья в уплату долга, социальную стигматизацию и потерю средств к существованию. Не замечать или недооценивать значение этих последствий глупо.
В большинстве проводившихся исследований провал рассматривался как фактор, замедляющий предпринимательскую деятельность. Наше исследование сфокусировано на нюансах: страх может как замедлять развитие, так и мотивировать. Он не только останавливает некоторых предпринимателей, но и является отличным стимулом к успеху. Мы побеседовали с 65 предпринимателями из Великобритании и Канады. Некоторые из них владели сформировавшимся бизнесом, другие находились на ранних стадиях его создания. Мы определили, что страх неудачи является временной когнитивной и эмоциональной реакцией на угрозу потенциальным достижениям. Страх неудачи — это скорее состояние, чем свойство характера.
В нашем исследовании было выделено семь источников страха. Их неоднократно называли 65 участников, и они были подтверждены в дальнейшем:
- Финансовая безопасность
- Способность финансировать предприятие
- Личные способности/самоуважение
- Потенциал идеи
- Угрозы общественному признанию
- Способность предприятия функционировать
- Альтернативные издержки.
Не все страхи одинаковы. Важен источник страха. Наше исследование показало, что тревога, связанная с альтернативными издержками, личной финансовой защищенностью или способностью получить финансирование для компании, положительно связаны с упорством предпринимателя в достижении своей цели. Если предприниматели прежде чем открыть собственное дело хорошо обдумывали свой выбор и то, что в результате они упустят другие возможности в профессиональной или личной жизни, они имели более высокую мотивацию продолжать заниматься своим бизнесом. «Это просто заставляет меня проявлять большую агрессивность, чтобы добиться цели так быстро, как я могу», — объяснил один из наших собеседников. Аналогичное положительное влияние на настойчивость предпринимателей наблюдалось и по финансовым вопросам — личной финансовой защищенности или способности получить финансовую поддержку для компании. В каждом из случаев эти источники страха не тормозили предпринимателей, а способствовали росту усилий.
С другой стороны, когда предпринимателей волновал потенциал их идеи или личные способности создать успешную компанию, это оказывало на них отрицательное воздействие, и они снижали свою активность. Цифры безжалостно анализируются, и результаты анализа вызывают паралич. Принятие решений замедляется из-за сбора всех возможных данных, и страх принять неверное решение становится основной движущей силой.
«Вместо того чтобы сидеть на телефоне и пытаться заполучить клиента, вы обсуждаете, почему необходимо привлекать больше клиентов, почему мы больше не звоним клиентам или почему нам следует начать писать им по электронной почте. Вы ведете разговоры вместо того, чтобы действовать», — признался один из предпринимателей.