Великий реформатор: чем известен новый СЕО Starbucks | Большие Идеи

? Лидеры

Великий реформатор: чем известен новый
СЕО Starbucks

История Брайана Никкола — визионера, трансформировавшего сети Taco Bell и Chipotle

Автор: Никита Щуренков

Великий реформатор: чем известен новый СЕО Starbucks
Брайан Никкол / Фото: Chipotle

читайте также

Исследование: Семья мотивирует людей работать как можно лучше

Джошен Менгес,  Лорен Хауи

Почему новым руководителям становится не по себе

Мишель Антеби,  Нишани Бурмо

Ваш неожиданный прогноз сбылся? Вам просто повезло!

Денрел Джеркер

«Мы быстро сдвигаемся в сторону закрытости»

Мария Подцероб

«Каждый день я встаю в 05:45—06:00 утра, пью чашку горячего американо, по возможности с печеньем, иду на тренировку — силовую или бег, завтракаю либо шейком из фруктов, арахисового масла и протеина, либо яичницей с сосисками. Потом отвожу свою младшую дочь в школу и к 09:00 приезжаю в офис», — рассказывает о своем обычном распорядке дня гендиректор Chipotle Брайан Никкол в первом интервью после того, как стало известно о его переходе в Starbucks. 

Никкол — один из знаковых топ-менеджеров американского рынка Quick-service restaurants (QSR): только новость о том, что в сентябре он перейдет на должность СЕО в испытывающую трудности Starbucks, привела к росту акций сети кофеен почти на 25%, капитализация по состоянию на 15 августа составляет $106,4 млрд. За свою практически 30-летнюю карьеру он успел добиться впечатляющих результатов в Procter & Gamble, Yam! Brands, а также сумел вывести из кризиса сети Taco Bell и Chipotle. 

Поцелуй по электронной почте

В 1992 г. Брайан Никкол поступил в Университет Майами по специальности инженерного менеджмента, где вместе с основной программой случайно взял курс маркетинга, который преподавала Ян Тейлор. Именно на ее занятиях молодой человек заинтересовался этим направлением, а позднее начал брать факультативы в бизнес-школе при университете.

Постепенно он понял, что не хочет связывать свою жизнь с инженерной специальностью, а в 1995 г. устроился в Procter & Gamble сначала на должность бренд-менеджера, а затем и помощника директора по маркетингу. На протяжении следующих 10 лет Никкол занимался запуском инновационных кампаний для различных торговых марок, принадлежащих корпорации. 

Например, он придумал делать необычные рассылки по электронной почте: в один из дней американские пользователи начали получать анимированные поцелуи от бренда ополаскивателя рта Scope. Во времена, когда интернет только становился частью повседневности, идея казалась новаторской и необычной. 

Поступательно развиваясь в Procter & Gamble, в начале 2000-х Брайан Никкол получил степень MBA по финансам в Чикагском университете. А в 2005-м стал вице-президентом управляющей компании Yam! Brands, в чьем портфеле находятся крупнейшие мировые фастфуд-сети KFC, Pizza Hut и Taco Bell. 

Спустя два года он стал директором по маркетингу сети Pizza Hut, а еще через несколько лет возглавил Pizza Hut в США. Одним из наиболее значимых достижений Никкола для сети пиццерий (и всей индустрии QSR) в те годы стало внедрение онлайн-заказов и возможность для клиентов заказывать пиццу через интернет. До этого пользователи заказывали пиццу только по телефону.  

Реформатор тако

В 2011 г. топ-менеджера перевели на должность директора по маркетингу и инновациям бренда мексиканских закусочных Taco Bell. К этому моменту основанная в 1962 г. сеть переживала кризис и теряла популярность среди ключевой аудитории — молодежи. Бренд позиционировал себя как альтернативу бургерам и «топливо» для людей, что было актуально для молодых поколений в 1990-х и 2000-х, но совершенно не отражало ценности подрастающих людей. Новые потребители хотели получать опыт, которым можно наслаждаться и делиться с окружающими, публикуя снимки в своих аккаунтах только запустившихся Instagram* (принадлежит Meta*, признана в России экстремистской организацией) и Snapchat. 

Оказавшись в Taco Bell, Никкол провел масштабный ребрендинг, поменяв слоган на «Live M?s» (или «Живи больше» с испанского) и сделав ставку в маркетинговой стратегии на молодежь и соцсети. Многие рекламные акции мексиканской сети запускались в Snapchat, набирали миллионы просмотров и укрепляли новое позиционирование бренда. В результате смена позиционирования сработала, и продажи Taco Bell в одних и тех же точках выросли на 13% вместо запланированных 4%, бренд восстановил позиции лидера в сегменте фастфуда, а Брайан Никкол получил должность СЕО компании. 

Кроме цифровизации бизнеса, за годы в Taco Bell он ввел в сети меню завтраков, что стало одним из самых известных достижений Никкола в компании — этот шаг позволил привлечь новую аудиторию и увеличить долю рынка, хотя и был сильно рисковым для сети. Эксперты называли этот результат впечатляющим для QSR-индустрии: 6% от всех купленных за день блюд приходится на завтраки, их маржа составляет 21%. Кроме того, топ-менеджер участвовал в создании одного из самых успешных продуктов в истории бренда — Doritos Locos Tacos. 

Никкол продолжал развивать Taco Bell до 2018 г. Маркетинговый бюджет проекта за это время увеличился с $1 млн до более чем $70 млн, а общая стоимость акций Yam! Brands в период с января 2011 г. по январь 2018-го выросла с $33,36 до $83,62 за акцию. 

Новая вершина

Одновременно с Taco Bell на американском рынке быстрыми темпами развивалась другая похожая сеть — Chipotle Mexican Grill. Впрочем, эта сеть работала в сегменте fast-casual и предлагала посетителям только свежие продукты и возможность выбора ингредиентов. Когда Брайан Никкол узнал, что сеть ищет нового руководителя, то первым связался с рекрутинговой компанией и предложил свою кандидатуру. 

«В какой-то момент я попросил создателя Chipotle Стива Еллса составить мне компанию. О своих визитах мы никого не предупреждали. Первое, что мы заметили, — покупатели стоят в очередях. Это нас обрадовало. Однако очереди двигались медленно. Когда сотрудники начали собирать наш заказ, стало очевидно, что им требуется дополнительное обучение», — вспоминал позднее сам Никкол.  

К обязанностям гендиректора Chipotle Никкол приступил в 2018 г., когда компания переживала сложные времена. В 2015-м в сети произошла вспышка кишечной инфекции, из-за чего были госпитализированы 20 человек. Чтобы справиться с инцидентом и вернуть утративших доверие покупателей в рестораны, топ-менеджеры запустили маркетинговую кампанию, посвященную безопасности пищевых продуктов и многочисленным скидкам, что только усугубило ситуацию. В результате Chipotle потеряла доверие аудитории, и в 2016 г. их выручка снизилась на 13,3%, до $3,9 млрд.

В новой должности Брайан Никкол отказался от рекламных акций, начал вводить новые позиции в меню, менять маркетинговую стратегию и заниматься цифровой трансформацией.Он смог убедить инвесторов, что сокращение времени выдачи заказа клиентам на автомобилях до 12 секунд — важный шаг на пути к цели по решению проблемы с очередями и возврату среднего объема продаж на одну точку $2,5 млн. Он также смог менее чем за год оборудовать каждый из 2,5 тыс. ресторанов отдельными зонами для самовывоза заказов, что в числе прочего повлияло на экстенсивный рост онлайн-заказов — в 2019 г. продажи через этот канал выросли до $1 млрд, что на 87,9% больше, чем годом ранее.

Спустя три года после назначения Никкола Chipotle вошла в список крупнейших компаний США Fortune 500. За это время Никкол вместе с командой увеличили долю онлайн-продаж, создали программу лояльности, которой пользуются более 24 млн человек, и открыли 200 новых ресторанов. В период с 2017-го по 2023 г. выручка Chipotle выросла с $4,47 млрд до $9,87 млрд соответственно.

В августе 2024 г. стало известно, что Брайан Никкол вскоре возглавит сеть кофеен Starbucks, которая, как когда-то и Taco Bell, и Chipotle, переживает кризис. Во втором квартале этого года повторные продажи снизились на 4% год к году, а в Китае падение составило 11%. На фоне этой новости акции компании упали сразу на 12%, а основатель Starbucks Говард Шульц написал в своем LinkedIn (заблокирован в РФ) обращение к лидерам Starbucks и заявил, что поход в их кофейни уже не приносит такого удовольствия, как раньше, да и сам бренд уже не тот.

Сочетая в себе качества лидера-визионера и лидера-коуча (по модели психолога Дэниела Гоулмана), Никкол успешно трансформирует бренды, формирует для них стратегические цели, делает ставку на развитие новых продуктов и всегда акцентирует внимание на мотивации и поддержке сотрудников. Как и другие визионеры, он живет ради постоянного восхождения на вершину и может заскучать, оказавшись в зоне комфорта, а утренняя рутина помогает справиться с глобальными переменами, которые теперь ждут и Starbucks.


* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена