Марк Цукерберг: «Я хочу очистить свою жизнь» | Большие Идеи

? Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Марк Цукерберг: «Я хочу очистить
свою жизнь»

Миллиардер и основатель Facebook Марк Цукерберг о предпринимательстве, личностном развитии, интернете и будущем

Автор: Марк Цукерберг

Марк Цукерберг: «Я хочу очистить свою жизнь»
facebook.com/zuck

читайте также

«У вас ужасный сервис»: как правильно отвечать на отзывы клиентов

Александр Чондри,  Керри Мэнис,  Ян Ванг

Будут ли нас нанимать на основе анализа тембра голоса?

Томас Чаморро-Премузик

Перестаньте отвлекаться

Маура Томас

«За границей карьерный рост российского разработчика часто замедляется»

Мария Подцероб

От редакции. 14 мая отмечает день рождения создатель социальной сети Facebook* и один из самых молодых миллиардеров мира Марк Цукерберг. По этому случаю «HBR – Россия» публикует самые яркие высказывания Цукерберга о предпринимательстве, личностном развитии, интернете и будущем.

О том, как начался Facebook*. Фильм «Социальная сеть» не рассказывает правду о нас. На самом деле все было иначе. Еще до того, как мы решили создать Facebook*, еще до Гарвардского университета, в школе, я пользовался интернетом и находил разные вещи в поисковике. Интересное было время. Когда получаешь впервые доступ ко всей информации, которая есть в интернете, это производит огромное впечатление. Ты понимаешь, что у поколений, которые были до тебя, не было таких возможностей. Это было здорово и приносило пользу, но мне стало интересно, что занимает людей вокруг меня, что их интересует. Мы же все люди и хотим общаться с другими людьми. Мы хотим понимать этот мир и видеть его глазами других, знать, как они его понимают… В интернете до Facebook* такой возможности не было. Нельзя было использовать Google, чтобы узнать, что думают другие люди и что с ними происходит, поэтому я и начал строить то, что позволило бы делиться друг с другом информацией.

О том, как идея приводит к созданию чего-то большего. Мне запомнилась та ночь, когда мы запустили первую версию Facebook*. Мы ели пиццу с несколькими моими друзьями, которые теперь работают со мной, и рассуждали о том, что однажды кто-нибудь создаст такое же сообщество для всего мира … Но мы даже не думали, что это будем мы… Изначально у меня не было цели основать и возглавить огромную компанию, я просто хотел создать то, что поможет нам с друзьями быть на связи. Никаких огромных планов я не вынашивал. Первая версия сайта была написана за несколько недель, было интересно посмотреть, что из этого получится. Через некоторое время к нашему сайту захотели присоединиться ребята из других университетов и школ. Потом интерес к нему проявили студенты из других стран, а через несколько лет он заинтересовал всех.

О глупостях и ошибках молодости. Когда я был студентом, я делал довольно много глупостей. Но я не хочу за них извиняться. Некоторые из вещей, которые обо мне рассказывают, – правда, некоторые – нет… Я начал создавать Facebook* в 19 лет, и за это время многое изменилось.

О том, чем Facebook* отличается от других компаний. Наша миссия заключается в том, чтобы сделать мир более открытым и связанным. Мы выполняем ее, наделяя людей возможностью делиться чем угодно и общаться с кем угодно – независимо от того, где они находятся.

О том, зачем нужны деньги. Все просто: мы не создаем сервисы, чтобы зарабатывать деньги. Мы зарабатываем деньги, чтобы создавать лучшие сервисы. И мы считаем, что это хороший способ что-то создавать.

О критике и похвале. Когда о нас пишут что-то приятное, важно выступить перед компанией и сказать: «Не верьте всему этому». Когда о нас пишут гадости, важно выступить перед компанией и сказать: «Не верьте всему этому».

Об одинаковых серых футболках и бессмысленных решениях. Я действительно хочу очистить свою жизнь от не имеющих смысла решений, чтобы освободить место для решений о том, как наилучшим образом работать на наше сообщество. Мне кажется, что я не смогу делать свою работу, если буду тратить часть своей энергии на глупые и легкомысленные вещи [вроде выбора одежды] в своей жизни.

О том, как стартапу понять, что делать. На мой взгляд, для компании принципиально важно как можно быстрее сосредоточиться на обучении. Компании – это обучающиеся организмы... Во многом создание компании имеет под собой научный фундамент. Вы тестируете много разных гипотез. Если вы проведете эксперименты удачно, то вы научитесь тому, что нужно делать.

О будущем. У нас есть план на ближайшие 10 лет. Мы хотим увидеть три большие перемены, на которых сейчас сосредоточены. Первая из них – это связь, возможность для каждого человека на Земле пользоваться интернетом. Сегодня больше чем у половины жителей Земли такой возможности нет… Если мы хотим решать много глобальных задач, то должны понимать, что их не может решить одна группа людей или даже одна страна. Их нужно решать вместе, давая возможность каждому принять в этом участие.

Следующая важная вещь – это искусственный интеллект. Я думаю, что он откроет массу возможностей в самых разных областях. Мы используем его в Facebook*, чтобы показывать людям контент, который более значим для них, и чтобы убедиться, что вы общаетесь с теми людьми, которые вас действительно интересуют. Но во многом то, что мы делаем с искусственным интеллектом, помогает его фундаментально улучшить. Благодаря этому можно будет лучше диагностировать заболевания, разрабатывать лучшие лекарства, создавать беспилотные автомобили, делать вещи, которые будут спасать жизнь…

И третья перемена – возникновение новой крупной вычислительной платформы. Новые платформы появляются каждые 10-15 лет и позволяют делать людям совершенно разные вещи, которые они не могли делать до этого. 20 лет назад у многих из нас были настольные компьютеры. Они были довольно громоздкими. Мы использовали их для работы, потому что они помогали работать продуктивнее. Но большинство людей не использовали тогда компьютеры для развлечения. Сейчас у нас есть телефоны, которые помогают нам связываться друг с другом, эти приспособления больше подходят для нужд человека. Но после них появится новая платформа, и я думаю, что она будет связана с виртуальной и дополненной реальностью и поможет людям быть более креативными и лучше и глубже понимать, что чувствуют люди, чем мы можем понимать это сейчас с помощью видео.

О страхах и рисках. Если вы ничего не делаете и ничего не меняете, вы гарантированно проиграете и ничего не приобретете… Самый большой риск – вообще не рисковать.

О мечте, которая может повести за собой. Сотрудники в Facebook* немного иные, не такие, как в других компаниях, потому что нас объединяет социальная миссия. Каждый день, когда мы приходим на работу, мы приходим с мыслью дать людям возможность постоянно оставаться на связи и делиться все большим количеством информации… У миллиардов людей должна быть возможность общаться друг с другом и делиться важными для них новостями – разве это не мечта, которая может повести за собой?

Из публичных выступлений Марка Цукерберга и его бесед с руководителями бизнес-акселератора Y Combinator.

Читайте также: «Недостаточно найти свою цель» (Гарвардская речь Марка Цукерберга)

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена