Дмитрий Костыгин: «Черные лебеди прилетают отовсюду, но я предпочитаю золотых» | Большие Идеи

? Лидеры

Дмитрий Костыгин: «Черные лебеди прилетают отовсюду, но я
предпочитаю золотых»

Мультимиллионер Дмитрий Костыгин о том, зачем он придумал и читает учебный курс своим сотрудникам

Автор: Дмитрий Костыгин

Дмитрий Костыгин: «Черные лебеди прилетают отовсюду, но я предпочитаю золотых»

читайте также

Воровство в законе

Анна Натитник

11 апреля 2013 года прошёл HR клуб Harvard Business Review

Журавлев Сергей Фотограф

«Если умеешь слушать классическую музыку, плохим человеком не станешь»

Анна Натитник

Как определить, кто лжет

Дэвид ДеСтено

Мы живем в такое время, когда черные лебеди Насима Талеба прилетают отовсюду, только успевай уворачиваться. Лично я предпочитаю прикармливать золотых, но для этого нужно принять, что никакие события в прошлом не позволяют однозначно рассчитать результат в будущем. Есть бизнесы, которые все еще живут, не задумываясь об этом. Но то, что они живы – случайность, как в Австралии, где сумчатые выжили, потому что не было хищников. И мне хотелось бы, чтобы это ясно осознавали и управленцы в компаниях, где я являюсь акционером.

Изменение мировоззрения – основной посыл учебного курса для сотрудников, который я создал. Появились определенные взгляды, которыми мне хочется как-то поделиться со своей командой. При этом появляется возможность эти взгляды некоторым образом протестировать. У меня нет задачи повысить квалификацию сотрудников или их лояльность, сплотить команду или немедленно улучшить бизнес-показатели. Цель в другом – дать понимание постулатов, без которых прорыва в бизнесе произойти не может.

Впервые идея создать курс родилась, когда я в 2003 году пришел гендиректором на Ярославский шинный завод. Моим первым проектом была установка компьютеров управленцам – все они были вполне адекватными, но пользовались на тот момент еще печатными машинками. Я испытал шок от этого. Тогда стало ясно: чтобы говорить на одном языке, нужно попытаться донести до всех какие-то элементарные управленческие вещи, адекватное поведение в заданном контексте.

Я прочитал примерно 1000 книг по управлению, из них ценными оказались около 200, остальные – малоценные или бред вроде «Бизнеса в стиле фанк». Ответственно заявляю, что единой теории фирмы пока никто так и не создал. Разные методики во многом похожи, но возникают и противоречия. Когда начинаешь эти противоречия копать, открываешь для себя что-то новое и теория становится чуть стройнее.

Сейчас я дописываю книгу про управление. Ее рабочее название «Жамевю» – обратное дежавю явление, когда привычные вещи видишь как в первый раз. В случае с бизнесом привычные вещи – это и системы оплаты труда, и управление знаниями, и понимание продукта, и коммуникации. Мне интересно разбираться, какие вариации существуют и что из этих вариантов мы можем применить у себя. Поскольку у меня достаточно большое влияние на компании, где я акционер, хочется, чтобы управленцы понимали мой ход мысли.

В Древней Греции в высоту прыгали ножницами. Когда начали прыгать перекатом вперед, получился совсем другой результат, и Брумель стал устанавливать мировые рекорды. А затем Фосберри начал прыгать перекатом назад – этот способ выглядел странно с точки зрения предыдущей парадигмы. Смена парадигмы привела к прорыву. Так же и в бизнесе. Учебный курс задает некий глоссарий – единый язык, на котором можно обсуждать явления, имеющие отношение к управлению. Например, возьмем ритейл. Считаем ли мы его в своих компаниях продуктом или метапродуктом. Бытовая техника – это продукт или субпродукт? Еще один важный вопрос – что такое ценность и кто за нее отвечает?

Учебный курс я читаю сам. В нем пять модулей: о стратегии и структуре; о качестве и управлении знаниями; о коммуникации и инструментах; о компетенции и системах оплаты труда; о рынке и бизнес-процессах. Каждый модуль рассчитан на три дня, но не на весь день, чтобы не сильно отвлекать всех от операционных задач. Мне интересно тестировать, какие идеи работают, какие нет, но я не настаиваю на внедрении своих подходов. Лучше, когда сотрудники сами осознают, что может быть полезно для развития именно их компании. Я даю им свою историю, а у менеджмента при этом есть свое представление. Когда мы собираемся на стратегические сессии, компании делятся своими кейсами. Иногда приглашаем на такие мероприятия и управленцев со стороны, иногда меня приглашают прочитать свой курс в других компаниях.

В курсе есть как сложные, так и простые для понимания вещи. Что-то коллеги принимают быстрее, что-то не принимают пока совсем. Я долго боролся, например, чтобы финансовую модель начали называть моделью, а не планом, как привыкли. Дело не в самом слове как таковом – за ним другая суть.

Мне самому интересно пробовать, что работает, а что нет, от раза к разу курс становится четче. Когда я читал курс впервые в 2013 году, на меня смотрели с недоумением. Те менеджеры, кто прослушал его один-два раза, уже воспринимали все совсем по-другому. Внедрять какие-то идеи из курса компании начали только через год-два после обучения. Между «поняли» и «сделали» – большая разница.

Самое простое в курсе – это, пожалуй, понятия о продуктах и программах лояльности. Стоит только сформулировать, что такое для данного бизнеса продукт, и неизбежно складывается политика качества. Как только обсудили и утвердили политику качества, которая будет отслеживаться постоянно, становится ясной динамика платформы – того, через что продукт реализуется. Динамика платформы диктует уже программу лояльности под этот конкретный бизнес. Например, я делю бизнес на три класса: первый класс – лоукостеры (например, наш «Оптоклуб РЯДЫ» или McDonalds), противоположный ему – бизнесы с быстрой динамикой платформы, в некотором смысле инноваторы (например, «Дикая Орхидея», где разрабатывают свои модели белья), третий класс – так называемые создающие разнообразие компании или средний класс (например, «Юлмарт»). В чистом виде эти три класса встречаются довольно редко, но выделить, к какому больше тяготеет бизнес, всегда можно. Для разных классов характерны разные типы программ лояльности. У лоукостеров это плата за вход – за доступ к их низким ценам, у инноваторов – скидочные карты (хочешь скидку – надо приобретать программу), а для среднего класса нужны свои программы (цену чуть ниже можно получить в зависимости от индивидуальных настроек).

Прошло два года – и программы лояльности, о которых я говорил, стали появляться в разных наших компаниях: и у «Дикой Орхидеи», и у производителя печенья и пряников «Любимый край», и у онлайн-платформы «Юлмарт». Результаты увидим, когда пройдет хотя бы год с внедрения, но промежуточные радуют. В «Дикой орхидее» внедрили еще и идею коллегиального управления: там во главе компании стоит не один человек, а триумвират. Любой важный вопрос обсуждается в их узком кругу, отчего все решения стали более взвешенными. Я вообще уверен, что надо идти дальше и коллегиальный управленческий орган должен быть ротационным. В мире немало примеров того, как единоличное управление или долгое нахождение у власти разрушало компании. Я лично был свидетелем нескольких таких историй.

Из десятка идей, которые я пропагандирую, только две-три более или менее прилично внедряются. Но я с 2003 года стал гораздо гибче и бережно отношусь к бизнесам. Есть компании, которые вообще освобождены от учебы. Они будут потом как база для сравнения: протестируем, какая команда покажет больший рост. Так что у нас есть разные виды бизнеса разной степени зрелости – от стартапа до многолетних лидеров рынка. И иногда я ощущаю себя Дарвином на Галапагосских островах: сиди, наблюдай и записывай. 

Об авторе: Дмитрий Костыгин, совладелец и председатель совета директоров компании «Юлмарт», участник списка богатейших россиян по версии Forbes (№121, состояние $700 млн).