Новый женский вопрос | Большие Идеи

? Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Новый
женский вопрос

Какие роли должны играть мужчины и женщины в компании XXI века

Автор: Авива Виттенберг-Кокс

Новый женский вопрос

читайте также

Лбом стену не прошибешь

«Медитация? У меня нет времени на эту ерунду!»

Палена Нил

Нужны ли главные маркетологи?

Германн Франк,  Гревал Раджип,  Эббес Петер

Как устроено лидерство у насекомых и млекопитающих?

Вячеслав Дубынин

Пришла пора переосмыслить гендерную проблему. Канцлер Германии, глава МВФ и председатель ФРС США — женщины. General Motors, IBM и Lockheed Martin управляются женщинами. 60% выпускников университетов во всем мире — женщины, и они же принимают большинство решений при покупке потребительских товаров. В США женщины до 30 лет зарабатывают больше сверстников-мужчин, и кормильцы семьи в 40% американских домохозяйств —тоже женщины. Во многих компаниях в разных странах, где я работала, от Бразилии до России, менеджеры говорили мне, что набирают в основном молодых женщин, потому что те превосходят сверстников-мужчин.

Но женщин все равно меньше в большинстве сфер бизнеса, особенно на высоких постах. Учитывая этот разлад (потенциал женщин с одной стороны и их относительное отсутствие на высших уровнях управления с другой), соблазнительно продолжать дискуссию о «справедливости» и «равенстве» или же заключить, что женщины закономерно не доходят до вершин, потому что делают что-то не так.

По правде сказать, пора прекратить зависать на проблемах гендерного равенства и сосредоточиться на этом факте как на огромной возможности для бизнеса. Вместо бесконечных обсуждений мы должны продумывать решения: планировать создание и поддержку предприятий, которые лучше сбалансированы, предлагать доводы, которые помогают компаниям и руководителям понять ситуацию и извлечь пользу от смещения чаши весов. Нужно перестать удивляться существованию женщин, которые не доходят до вершин, и начать анализировать, в чем правы компании и руководители, которые строят более сбалансированные команды. А после этого перенять их опыт.

Некоторое время назад умные большие боссы поняли, что гендерный баланс обеспечивает более успешное и стабильное функционирование организаций. Компании с более сбалансированным руководящим составом превосходят более однородные группы. Пока скептики будут еще лет 10 сопротивляться этому факту и требовать объяснить причины и следствия, лучшие лидеры предпочтут возглавить движение. Поэтому стоит сосредоточиться на тех качествах, которые позволяют определенным руководителям строить сбалансированные в гендерном плане организации. А также замечать тех, кто отказывается, и призывать их к ответу.

Чтобы построить гендерно сбалансированную компанию, требуются навыки, настойчивость и смелость. Им можно научить, их можно внушить — и их можно вознаградить. Так и поступают лучшие организации. Они сосредотачиваются на том, где происходит изменение, — на передовой. Как и в случае с другими инициативами по смене управления, ответственность ложится на плечи непосредственных руководителей.

И все же сегодня многим менеджерам (мужчинам и женщинам) не хватает знаний о гендерных различиях и о том, как их грамотно преодолевать. Во всем мире многие крупные компании и понятия не имеют, что теперь женщины являют собой большинство выпускников университетов: это верно как для Швеции, так и для Саудовской Аравии. Они не знают (или им комфортнее не замечать), что женщины и мужчины работают по-разному. Руководителей учили игнорировать гендерные различия (например, разные стили общения или карьерные циклы), а не умело управлять ими. По той же причине (обычная присказка: «главное — компетентность») они не привыкли к мысли, что баланс сам по себе вносит вклад в повышение производительности, инноваций и связей с клиентами.

И мы должны переучить их. Прекратить создавать внутренние сети, состоящие лишь из женщин или мужчин, и заместить их смешанными сетями со сбалансированным управлением, а не просто продвигать представителей слабого или сильного пола. Почти никто не будет возражать против баланса, и в то же время многим мужчинам и женщинам не нравятся квоты для женщин. Мужчинам кажется, что это нечестно, а женщин оскорбляет мысль о том, что причиной их повышений считают их пол.

Я убеждена, что у поборников этих перемен есть определенная задача. Внешние группы наблюдателей, занимающиеся корпоративной политикой и управленцами, могут стать мощными рупорами того типа руководства, который будет реально востребован. Они должны сравнивать и чествовать лучшие начинания компании, а также стыдить тех, кто не справляется. Они должны также больше сосредоточиться на балансе, а не просто на женщинах. Пора. Переформулируйте, создавайте новый образ успешной команды и делайте руководителей ответственными за то, какой будет компания в реалиях ХХI века. Вот какая работа нам предстоит.

Мир переживает одну из наиболее эпохальных и мирных революций: постепенное смещение баланса в социальной, образовательной и экономической сферах. Мы никогда не видели ничего подобного — неудивительно, что людей это смущает. Этот подъем и его последствия должны быть лучше поняты и подхвачены в большинстве сфер бизнеса. Это изменит жизнь каждого мужчины, женщины и ребенка на планете. Это дает возможности и соревновательные преимущества умным компаниям. Кто же захочет это упустить?