6 способов переубедить настойчивого критика. Как спорить с человеком, который норовит уничтожить ваш проект? | Большие Идеи

? Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

6 способов переубедить настойчивого критика. Как спорить с человеком, который норовит уничтожить
ваш проект?

«Адвокаты дьявола» норовят появиться в тот самый момент, когда проект готов к запуску. Идею уже проверили и одобрили, и вдруг он грозит сорвать весь замысел, в последний момент задавая множество вопросов, которые подрывают самую суть дела.

Автор: Джоан Кливер

6 способов переубедить настойчивого критика. Как спорить с человеком, который норовит уничтожить ваш проект?

читайте также

Тихие совещания: зачем проводить встречи без устных обсуждений

Лиана Кремер,  Стивен Рогельберг

«Ищите любую возможность сказать людям “спасибо”»

Дэвид Новак

Как оптимизм влияет на результаты и успех

Екатерина Тимохина

Вы несовершенны — и это хорошо

Кеган Роберт,  Лайхи Лайза,  Миллер ?Мэттью,  Флеминг Энди

«Адвокаты дьявола» норовят появиться в тот самый момент, когда проект готов к запуску. Идею уже проверили и одобрили, и вдруг он грозит сорвать весь замысел, в последний момент задавая множество вопросов, которые подрывают самую суть дела. Сторонники проекта ошеломлены, они с трудом подбирают аргументы в защиту того, что казалось очевидным.

Я постоянно слышу об этом явлении, поскольку провожу исследования, помогающие компаниям из самых разных отраслей понять, насколько успешно они способствуют развитию женского лидерства и что еще можно было бы сделать в этом направлении. «Женские» инициативы служат громоотводом для тех людей, кто выбирает этот странный путь: «Не хочу ничего знать, но хочу со всеми спорить». Они ставят под сомнение сам принцип политкорректности и гендерного равенства. Огромное количество данных подтверждает, что при наличии женщин в руководстве компании дела идут лучше. Да и сами организации понимают, что им нужны активные сотрудницы, благодаря которым налаживается облуживание клиенток, удается привлечь женщин-инвесторов. И тем не менее я видела, как инициативы по продвижению женщин срывались, когда вот такой вот «адвокат дьявола» заводил свою песню про то, что «особое внимание» к нуждам сотрудниц обернется несправедливостью по отношению к другим членам коллектива.

Читайте материал по теме:Женское лидерство в разных культурах

Такие люди могут быть и благой силой, вынуждая нас отказаться от заведомо ложных убеждений и думать осознаннее, однако с ними надо как-то уметь обращаться. Как обезоружить такого субъекта? Нужно разобраться в тех проблемах, которые он поднимает, но при этом отбросить недостоверные аргументы. Вот шесть приемов, которые помогают мне и моим клиентам, когда мы отстаиваем программы развития и продвижения женщин-лидеров:

Держите наготове статистику, которая говорит сама за себя. Таким образом Дарин Генер, партнер аудиторской компании Moss Adams (Сиэтл), слыша от мужчин «Когда же что-нибудь сделают и для нас?», отвечает: «Посмотрите статистику. Когда 51% партнеров будут женщины, тогда и поищем способы продвигать мужчин». Ответ Генер бьет в самую точку: пока что в среде дипломированных аудиторов женщине пробиться достаточно трудно.

Сведите проблему к вопросам бизнеса, покажите, как здесь применяются те же самые навыки, которые используются в общении с клиентами или партнерами. Раиса Лавин, глава кадрового отдела нью-йоркской компании CohnReznick, на вопрос, приносит ли инициатива по продвижению женщин ощутимые результаты, отвечает: «Это вопрос бизнеса. Давайте так к этому и подходить» — и дальше следует анализ, исследование и рекомендации. CohnReznick методично проверяет все случаи продвижения (и непродвижения) сотрудниц, точно так же, как сверяет все прочие показатели.

Укажите возможный вариант развития событий. Руководители с большим профессиональным стажем склонны думать: что работало до сих пор, будет работать и впредь. Они приговаривают: «Не стоит чинить то, что не ломалось». Парируйте их доводы прогнозом, который вскроет неблагоприятные последствия сохранения статус-кво. Предложите альтернативные сценарии, в которых отразятся результаты предлагаемой программы.

Читайте материал по теме:Извлекайте уроки из несбывшихся прогнозов

Опровергайте заведомо ложные идеи, возвращайте разговор к реалиям. Порой «адвокат дьявола» склонен к пренебрежительным обобщениям: «Да женщины вовсе и не стремятся на управленческие должности». Ответьте: «Давайте спросим у самих женщин, чего они хотят, и выясним, как помочь им достичь желаемого».

Докажите, что в результате выиграют все. Некоторые сотрудники полагают, что специальные программы для женщин дают участницам «несправедливые карьерные преимущества». На самом деле, направляя дополнительные ресурсы на преодоление сексистских барьеров, мы ничуть не ущемляем мужчин. Компания в целом выигрывает, когда женщины учатся лучше продавать, управлять, предлагать новые идеи, руководить. Так что ответьте: «Мы даем новые возможности женщинам, а не отнимаем их у мужчин».

Сосредоточьтесь на общих целях, а не на победе в споре. Люди порой прямо-таки не могут сдержаться. Они сами просят: «Позвольте мне взять на себя роль адвоката дьявола». Услышав такой зачин, имеет смысл так же откровенно спросить, почему собеседник считает подобную манеру говорить конструктивной. Попробуйте ответить так: «Лучше не надо. Мы все понимаем, что требуются новые пути для развития женских талантов. Так давайте же их искать, а не разрушать то, чего нам с таким трудом удалось достичь».