Чья возьмет, или Гендерная конкуренция в бизнесе: Россия — Запад | Большие Идеи

? Лидеры

Чья возьмет, или Гендерная конкуренция в бизнесе: Россия
— Запад

Безусловно, биопсихосоциальные отличия между женщиной и мужчиной в проявлении «личного» существуют, но эти отличия больше являются ее конкурентными преимуществами, чем недостатками, и во многом способствуют успешному ведению конкурентной борьбы в бизнесе.

Автор: Галина Мирошниченко

Чья возьмет, или Гендерная конкуренция в бизнесе: Россия — Запад

читайте также

Что делать, если ваша команда работает в офисе, а вы нет

Дори Кларк

Биомасса - новый источник энегрии

Уолш Мари

Вести себя в соответствии с возрастом: что это значит для бизнеса

Редакция «Больших идей»

Хотели бы вы работать в табачной компании?

Рон Ашкеназ

Верна ли фраза Аль Капоне: «Ничего личного, только бизнес» по отношению к гендерной конкуренции, где в жесткую борьбу вступают мужчины и женщины? Можно ли, в самом деле, развивая и защищая свой бизнес, убрать личное, «отключить» человеческую натуру, наделенную честолюбием, амбициозностью, эмоциональностью?

Безусловно, биопсихосоциальные отличия между женщиной и мужчиной в проявлении «личного» существуют, но эти отличия больше являются ее конкурентными преимуществами, чем недостатками, и во многом способствуют успешному ведению конкурентной борьбы в бизнесе.

Отличительными особенностями женщины являются — выносливость, трудолюбие, наблюдательность, терпимость, чутьё к наличию проблемы, коммуникабельность, ответственность.

Как выявило социологическое исследование, проведенное в 2013 году компанией PricewaterhouseCoopers («PwC») совместно с Высшей Школой экономики, 60% российских женщин, занимающих лидерские позиции в бизнесе, также считают многие из этих качеств своими конкурентными преимуществами. Нельзя не признать, что природный ресурс женщины, помноженный на честолюбие и амбициозность, помог «слабой» половине человечества заявить о себе как о сильном конкуренте, который пришел в бизнес и намерен побеждать.

Данная тенденция подтверждается и аналитическим отчетом «Женщины в бизнесе 2015: путь к лидерству», подготовленным международной сетью независимых аудиторско-консалтинговых фирм Grant Thornton International. В документе отмечается, что Россия стала мировым лидером по числу женщин-руководителей. 40% высших управленческих позиций в России занимают женщины. Основной причиной такого положения дел эксперты называют советское наследие. Остановимся на этой позиции более детально. В самом деле, экскурс в историю показывает, что равноправие женщин было юридически закреплено в Конституции СССР 1918 года, которая предоставила женщине равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.

Читайте материал по теме: Перемены осуществляются не начальниками, а лидерами

Гендерная политика советского государства — организация детских садов, школ, пионерских лагерей решала главную проблему женщины, на кого оставить ребенка. Создание вечерних школ, рабфаков позволили девушкам учиться и получать профессиональное образование.

Информационный контент СМИ пропагандировал возможность предоставления женщине равные с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственную защиту интересов матери и ребенка, государственную помощь многодетным и одиноким матерям, предоставление женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, строительство широкой сети родильных домов, детских яслей и садов. Так, например, в журнале «Работница» за 1934 год был опубликован очерк о семье рабочего, который рассказывал: «У нас с женой не так много свободного времени — по вечерам учимся в политшколе. Сын у нас живет в детском саду, там его прекрасно кормят и хорошо за ним смотрят. Там он получает коллективное воспитание — и мы за него спокойны. Питаемся на фабрике-кухне хорошо и сытно. Моя жена больше не домохозяйка — она ударница и член партии». Таким образом, вовлечение женщин в производственную, общественно-политическую деятельность закономерно инициировало ломку традиционного уклада и культурных традиций советского общества, которые тормозили его поступательное развитие.

Как справедливо отмечается в статье Ибарра Э., Эли Р., Колба Д. «Пробиться в мире мужчин»— «традиционное представление о женщине, ее дискриминация губит любое дело на корню».

Западная статистика по женскому лидерству сегодня уступает российской.

Так, по данным исследования International Business Report в Европе за последние десять лет рывок удалось сделать только Испании и Франции, в которых число женщин-руководителей увеличилось на 10% — до 26 и 33% соответственно.

Доля женщин на руководящих должностях в США составила 22%, в Великобритании — 20%, Дании — 14%, Германии — 14%. Средние показатели для развитых стран — 20%. Наверно, и этим цифрам можно найти историческое объяснение.

Запад действительно уступает России в историческом опыте «женских революций».

История свидетельствует, что Конгресс США принял 19-ю поправку к Конституции, предоставившей избирательное право женщинам в 1920 году.

Читайте материал по теме:Женское лидерство в разных культурах

В Англии женщины получили избирательное право в полном объеме в 1928, во Франции — 1946 г. через полтора века получения этого права мужчинами. Швейцария отказывала гражданам женского пола в праве избирать и быть избранными до 1970 года. Пик принятия законов, разрешающих представительницам прекрасного пола учиться в университетах и работать вне дома в Западной Европе и США пришелся на 60—70-е годы XX века. Однако, отставание запада в «женском вопросе» компенсировалось научно-техническим прогрессом, значительно облегчающим женщинам домашний труд и повышающий уровень и качество жизни.

Сложные экономические условия, в которых оказалось сегодня все мировое сообщество — падение товарных рынков, замедление экономического роста требуют нового подхода в оценке субъектов гендерной конкуренции.

Следует признать, что женская модель ведения бизнеса имеет свои преимущества, поскольку в современных экономических реалиях победит тот, кто умеет чувствовать партнера, предвидеть точки соприкосновения в развитии бизнеса, договариваться, приходить к соглашениям, умерив свое высокомерие к сопернику.