читайте также
Что на уме у Apple? Этим вопросом задались все игроки рынка, когда в октябре прошлого года стало известно, что компания переманила у Burberry, британского производителя одежды luxury, ее гендиректора Анжелу Арендтс. С мая этого года Арендтс — старший вице-президент по сбыту и онлайн-торговле Apple. Пригласить топ-менеджера — женщину из не просто далекой, но совсем неродственной отрасли в хайтековскую компанию — шаг экстравагантный даже для Apple. Быть может, яблоко будут теперь раскрашивать в разные цвета, задавая тренд сезона и тем самым заставляя покупателей чаще менять айфоны и айпады, или вслед за часами появятся ботинки и шарфы от Apple?
Скорее всего, объяснение гораздо прозаичнее. Арендтс, ставшая гендиректором Burberry в 2006 году, за считанные годы не просто вывела компанию из пике, но и заставила ее взлететь. Прошло пять лет после ее назначения, и Burberry — уже не просто самый быстрорастущий бренд класса люкс, но и в пятерке сильнейших в мире по темпам роста (индекс Interbrand — после Apple, Google и Amazon, индекс WPP/BrandZ — после Facebook*, Baidu и Wells Fargo). Под ее руководством рыночная стоимость фирмы выросла с ?2,1 до ?7 млрд. А ее доход в 2013 году достиг рекордных ?1,9 млрд.
В июле 2006 года, когда Арендтс получила бразды правления в Burberry, дела у компании шли из рук вон плохо. «У Burberry были заключены лицензионные соглашения с 23 партнерами из разных стран: они получили право разрабатывать, производить и продавать продукцию под нашей маркой», — признается она. Арендтс пересмотрела стратегию, сделав ставку на бренд и качество, и выиграла.
Вот что она писала об этом в своей статье для HBR: «В Apple, Starbucks и т. п. я ценю неизменно высокое качество: в какое бы место на земном шаре я ни приехала, в каждом магазине меня обслужат на одинаково высоком уровне, а в каждом кафе мне принесут кофе латте такого же вкуса и в такой же чашке. Вот это действительно грамотная торговая политика. Но о Burberry нельзя было этого сказать».
Аналитики считают, что, как и в Burberry, Арендтс сосредоточит основные силы армии продаж Apple на тех рынках, на которых обосновались ее конкуренты. И главное направление удара — это Китай. Ставка, как и в случае с Burberry, будет сделана на престиж и качество продукции. К продвижению Apple также, вероятнее всего, подключат корпоративные социальные медиа. В 2009 году Burberry поддержала свои тренчи социальной сетью artofthetrench.com. К 2012 году ее посетили больше 2,5 млн человек.
«В каком-то смысле мы вернулись к истокам. Я часто напоминаю сотрудникам, что не мы основали компанию, а Томас Бёрберри — в 21 год. Он был молод. Он был изобретателен. Можно сказать, что дух его живет, и задача нынешнего поколения — продолжать его дело», — писала Арендтс в своей статье. В определенном смысле ситуация повторяется. Стиву Джобсу тоже был 21 год, когда он основал Apple, и уж в изобретательности и дерзании ему не было равных. Арендтс, ставшая в апреле дамой-командором Ордена британской империи, вернет Apple к ее революционным истокам и сделает для компании то же, что сумели осуществить Шерил Сэндберг для Facebook*, Марисса Майер для Yahoo! и Мэри Барра для General Motors.
Материал подготовлен при участии Евгении Чернозатонской, старшего редактора HBR—Россия.
Читайте по теме:
* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена