Гендерная окраска бизнеса | Большие Идеи

? Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Гендерная
окраска бизнеса

Хотя данные по составу предпринимателей для разных стран варьируются, повсюду мужчин среди них значительно больше, чем женщин.

Автор: Томас Чаморро-Премузик

Гендерная окраска бизнеса

читайте также

Что делать СЕО во время цифровой революции

Роман Тышковский

Опасное неравенство

Дитон Энгус

Венчурному капиталисту

Время сильных женщин

Мелинда Гейтс

Хотя данные по составу предпринимателей для разных стран варьируются, повсюду мужчин среди них значительно больше, чем женщин.

Почему?

Во-первых, женщины менее склонны к финансовому риску. Стартап имеет в среднем не более 15% вероятности на успех, так что требуется изрядная любовь к риску, чтобы отважиться на что-то новое, особенно в условиях нестабильного рынка.

Во-вторых, женщины, как правило, терпеливее мужчин, а потому каким-то образом выносят некомпетентных, наглых и грубых начальников, а не уходят, чтобы начать собственное дело.

В-третьих, рынок пока гораздо дружественнее к мужчинам-предпринимателям, чем к женщинам. Найти венчурных капиталистов, получить кредит и даже убедить стороны, от которых зависит принятие решения, женщине намного труднее.

В результате наши представления о предпринимательстве имеют определенную гендерную окраску, а потенциал той или иной женщины как предпринимателя оценивается с точки зрения сходства ее поведения с мужским — то есть поощряется импульсивность, агрессия и избыточная уверенность в себе.

На самом деле для успешного бизнеса необходим ряд типично «женских» свойств личности. Например, нелюбовь к риску предохраняет от неудач: женщины яснее различают потенциальные угрозы и предчувствуют проблемы. Мужская склонность к риску коррелирует с готовностью открывать свое дело, но никак не с вероятностью успеха этого дела — напротив, благоразумные и осмотрительные люди обычно основывают гораздо более успешные стартапы. Также терпение, меньшая порывистость помогают женщинам не только работать на начальника, но и справляться с собственным делом.

И вот еще что важно: женщины, которые открывают свой бизнес, обычно чувствуют себя безусловно счастливыми: их уровень удовлетворенности гораздо выше, лучше выстраивается соотношение работы и личной жизни, пусть даже приходится работать больше, а получать меньше. Свой бизнес предоставляет женщине возможность пробить стеклянный потолок, который ограничивает ее рост в традиционных компаниях. В тех обществах, где женское лидерство одобряется, отмечается больший процент женщин-владелиц собственного бизнеса или же работающих как индивидуальные предприниматели.

И все же гендерные предрассудки работают против женщин, решивших начать свое собственное дело, даже самых компетентных. И мужчины оказываются в выигрыше при всех своих изъянах, иногда даже благодаря им. Поскольку разница в достижениях мужчин и женщин объясняется не различием в способностях, но противоестественным отбором, в котором снижается ценность компетенции, успеха и заслуг, возникает вопрос: как отказаться от такого процесса отбора предпринимателей, в котором превалирует гендерная подоплека?

Прежде всего, стоило бы развенчать миф о маскулинности предпринимательства. Психологические исследования показали, что стереотипы продолжают влиять на принятие решений, даже когда мы сознаем неточность этих стереотипов. Искоренив предрассудок, согласно которому мужчины от природы имеют больше способностей к предпринимательской деятельности, чем женщины, общество поощрило бы компетентных женщин прийти в эту сферу и отвратило бы от нее некомпетентных представителей сильного пола. Заодно повысилась бы репутация всех предпринимателей, поскольку ныне с бизнесом ассоциируется и ряд небезупречных черт характера, укладывающихся именно в «мужскую норму»: алчность, фанатизм, антисоциальные тенденции и мегаломания.

Также делать ставки надо не на уверенность в себе, а на компетентность. Из-за отсутствия входного барьера для некомпетентных, зато уверенных в себе мужчин, в этой области недостаточно представлены женщины — и легко выводится обратная зависимость: из-за отсутствия барьеров для чересчур уверенных появляется столь высокий процент мужских стартапов. Иными словами, инвесторам имеет смысл обращать внимание не на похвальбу, а на реальные таланты и способности, и тогда возрастет не только число женщин-предпринимателей, но и шансы на успех различных стартапов, ведь и сейчас компании под руководством женщин преуспевают чаще, чем те, во главе которых стоят мужчины. Отмечено, что честная гендерная пропорция в верхнем эшелоне руководства обеспечивает компаниям более высокие доходы. Так, анализ компаний из списка Fortune 500 подтвердил большую прибыльность тех фирм, где в руководстве широко представлены женщины (и это при том, что женщинам на этих должностях все еще платят меньше, чем мужчинам).

И наконец, можно устранить финансовые препоны на пути женщин-предпринимателей. Хотя собственное дело зачастую служит для них спасением от жестких и подчас несправедливых рамок корпоративной культуры, здесь женщины опять-таки наталкиваются на барьер — финансовый. Поскольку потенциал и область интересов предпринимателя не определяется полом, при отсутствии дискриминации женщины получали бы инвестиции наравне с мужчинами — но нет, женщинам труднее добиться финансовых вливаний в свое дело, банковского кредита, и подчас им приходится соглашаться на грабительские условия при заключении сделок. К счастью, исследования подтвердили также, что, хотя женщины реже рассчитывают на «бизнес-ангелов», добывать финансирование они умеют не хуже мужчин.

Важное примечание: гендерное неравенство не всегда проистекает из борьбы между мужчинами и женщинами. Женщины и сами не спешат выдавать кредиты женщинам.

Итак, отбор исключительно предпринимателей-мужчин представляется противоестественным и очевидна необходимость, а также возможность, повышать долю женщин в бизнесе. Это не должно носить характер позитивной дискриминации в пользу слабого пола — следует лишь положить конец дискриминации в пользу мужчин.

Читайте по теме: