Как усилить топ-команду для работы в кризис | Большие Идеи

? Лидеры

Как усилить топ-команду для работы
в кризис

Пересмотрев четыре фактора эффективности управленческих команд, можно существенно укрепить положение компании на рынке в турбулентные времена

Автор: Анна Тимофеева

Как усилить топ-команду для работы в кризис
Jackalope West / Unsplash

читайте также

Призвать к ответу

Пол Аксель

Что будет с вашим бизнесом, когда пандемия закончится?

Брейди Бейтс,  Дев Патнаик,  Мишель Лорет де Мола

Когда можно говорить неправду

Адам Эрик Гринберг,  Мэтью Луполи,  Эмма Левайн

«Если государство здоровое, оно должно защищать красоту и художников»

Елена Смородинова

В последнее время жизнь и работа для многих разделилась на «до» и «после». Но одна из самых больших нагрузок легла на топ-команды, которым приходится быстро принимать массу непростых решений в ситуации невероятной неопределенности, когда со всех сторон поступает противоречивая информация, а уровень стресса зашкаливает.

Еще в 2015 году консультанты «ЭКОПСИ» разработали концепцию эффективности управленческих команд — GAIN, которая описывает четыре фактора: общие разделяемые цели, согласованность полномочий и ответственности, сильные профессиональные люди, единые нормы взаимодействия в команде. Сегодня мне хотелось бы посмотреть на эти факторы с учетом новых условий. Возможно, такой взгляд будет полезен руководителям.

Общие разделяемые цели (Goals)

Наличие общих разделяемых всеми членами топ-команды целей — один из главных факторов успеха. По нашим исследованиям, корреляция наличия таких целей с результативностью команды в стабильное время составляет 0,87. Что происходит с целями в новых реалиях? Многие из них вы либо уже пересмотрели, либо пересматриваете прямо сейчас. Неясность приводит к тому, что планировать что-либо даже на обозримое будущее стало практически невозможно. Ситуация меняется не то что ежедневно — ежеминутно. Значит, и цели становятся краткосрочными, постоянно обновляемыми. Например, в крупной металлургической компании менеджмент перешел на цикл постановки целей на 2—4—12 недель. Для каждого горизонта команда отвечает для себя на вопросы: Что мы понимаем? Чего мы не понимаем? Что мы планируем делать? Договорившись об этом между собой, менеджмент каскадно передает эту информацию сотрудникам. Мы в «ЭКОПСИ» перешли на недельные циклы планирования и мониторинга, отложив все долгосрочные цели по росту и масштабированию. Ставить перед собой короткие цели — решение довольно очевидное, но мне бы хотелось обратить внимание на ряд нюансов.

Многие команды сегодня вынуждены мыслить в формате кризисных целей: надо быстро и чутко отлавливать ситуации, когда еще не поздно принимать сложные, непопулярные решения — замораживать наем, перестраивать партнерства, цепочки поставок, сокращать издержки. Но зацикливаясь только на этом, можно не заметить и новых возможностей, которые появляются в любой кризис. Если топ-команда не будет целенаправленно обсуждать этот вектор, то многое останется незамеченным. Например, один из крупнейших ритейлеров в области DIY принял решение на фоне ухода конкурентов с российского рынка расширить ассортимент и увеличить штат сотрудников. Конечно, потребуется время, чтобы переналадить работу с поставщиками, но компания уже поставила себе цели по увеличению доли на рынке и количества сервисов для клиентов, развитию новых направлений и цифровизации.

Еще один важный момент, который можно случайно обойти вниманием в общей суете, — психологическое состояние сотрудников. Чтобы управлять им, самой топ-команде лучше как можно быстрее «перепсиховать», перейти к стадии принятия (вспомним пять стадий принятия горя по модели Кюблер-Росс) и понять, что одна из важных целей, стоящих перед командой, — коммуникация, внесение ясности, конструктивная мобилизация людей.

Подытожим

• Сокращайте горизонт постановки целей, регулярно проверяйте их и пересматривайте по мере развития ситуации.

• Ставьте не только антикризисные цели, но и цели по поиску открывающихся возможностей.

• Берите курс на поддержание здорового социально-психологического климата в компании.

Согласованность полномочий и ответственности (Alignment)

Наличие четких и ясных полномочий и ответственности и возможность перенастроить их существенно влияют на результативность команды (коэффициент корреляции с результативностью 0,76). В нынешней ситуации цели и действия меняются быстро, значит, и роли, ответственность надо принимать и передавать очень оперативно. Уже нет времени на составление матриц ответственности и обращения к руководителю, чтобы согласовать изменения. На помощь приходят оперативные горизонтальные процессы, в том числе неформальная координация во всевозможных мессенджерах, которые помогают быстро и «без воды» решать многие вопросы и фиксировать договоренности письменно, избегая бюрократии.

Особую важность сегодня приобрели службы, обеспечивающие безопасность организации — ИТ, финансовую, юридическую и любую другую. Будем честны: в спокойное время сверять свои действия со службами внутреннего контроля люди не любят, считая, что те «вставляют палки им в колеса». Но когда надо принимать много сложных решений в условиях стресса, двойная проверка может быть крайне полезна. В период неопределенности наша «Быстрая система 1» (по Даниэлю Канеману) может давать сбои и принятые впопыхах решения могут оказаться вредными. Иногда лучше ничего не решать, остановиться и задуматься, проконсультироваться с теми, кто всегда ориентирован больше на риски, чем на возможности.

Подытожим

• Используйте механизм координации в мессенджерах — быстрый и неформальный — для принятия решений и фиксирования договоренностей без долгих ритуальных согласований.

• Обращайте большое внимание на риски и привлекайте службы, которые отвечают за безопасность.

Люди (Individuals)

Сильные люди в команде и в стабильное время во многом определяли ее результативность (коэффициент корреляции с результативностью 0,93), а в период турбулентности их сила измеряется не только профессионализмом. В стрессовой ситуации человек начинает действовать рефлекторно, снижается самоконтроль. Организм нацелен на выживание, поэтому пропадает эмпатия в общении (забота о чувствах других в режиме выживания не является приоритетом), ярче проявляются деструкторы (теневые стороны, черты личности), которые в обычной жизни люди сознательно контролируют. Такие тенденции заметны на уровне не только отдельных личностей, но и коллектива. Социально-психологический климат компании в целом имеет большое воздействие на людей. Если коллеги спокойны, уравновешены, скорее всего, и вы будете чувствовать себя спокойнее. Равно как и будете больше паниковать, если у окружающих будет депрессивное настроение с приступами истерики.

Для топ-команды в такой ситуации важную роль играют эмпатия и внимание друг к другу. В спокойное время команда могла эффективно работать и существовать, опираясь на таланты каждого. Но в стрессовых условиях возникает необходимость страховки. Коммерческий директор, отлично работающий в растущем и развивающемся бизнесе, не всегда может справиться с новыми задачами на коллапсирующем рынке; руководитель, отвечающий за работу с западными партнерами, не всегда может быстро и безболезненно перестроиться на поиск партнеров на Востоке. Это может усугублять и без того нестабильное психологическое состояние людей. Если вы знаете или видите, что у кого-то из членов управленческой команды включаются деструкторы, мешающие работе и принятию решений, предложите помощь и поддержку. Например, подхватите (смотрите выше про распределение ответственности и полномочий) срочную задачу или предложите себя в качестве того, «об кого можно подумать». А если состояние коллеги слишком сложное, призовите на помощь профессионалов — психологов, коучей.

Не каждый лидер может быть антикризисным менеджером, но команда имеет больше шансов справиться с такой задачей. «Поплачьтесь» друг другу, можно разок напиться всем коллективом или любым другим образом совместно «выпустить пар» и выдохнуть, чтобы ощутить: мы вместе и в горе, и в радости, поддерживаем друг друга не только профессионально, но и по-человечески.

Подытожим

• Проявляйте эмпатию и внимание друг к другу.

• Страхуйте друг друга в условиях обострившихся деструкторов.

Взаимодействие в команде на базе единых норм (Norms)

Нормы в управленческой команде — то, что отличает ее от остальных, определяет ее стиль. Взаимодействие на базе общих норм тесно связано с результативность (коэффициент корреляции 0,75). Если раньше мы говорили о том, что одной из важнейших норм, влияющих на эффективность команды, является доверие и толерантность к ошибкам, возможность обозначать свою позицию и спорить, внимание к достижениям, то сейчас на первый план выходят «антикризисные нормы».

Все топ-команды сегодня проводят много оперативных совещаний, а значит, долгие официальные презентации и подобные им ритуальные практики заменяются неформальными быстрыми встречами. Хорошо бы завести командный ритуал, связанный с обменом личными новостями и переживаниями, поддержкой друг друга. Например, можно в ходе обмена впечатлениями или новостями называть число от 1 до 10, соответствующее уровню вашей тревоги, где 1 — я спокоен как слон, 10 — паника поглотила меня.

Еще одна полезная норма, которая стала крайне актуальной, — защита от политики, запрет на обсуждение политических взглядов и мнений во время рабочих встреч и совещаний. Политика не должна разделять людей в команде, которая делает общее дело в бизнесе.

Как и в любое трудное время, полезными могут стать нормы, которые позволяют команде стравить давление, сбросить напряжение. Например, снятие запрета на обсцессную лексику (мат) или совместный поход в бар, чтобы отметить «еще одну пережитую неделю».

Подытожим

• Нормы взаимодействия должны остаться, но могут видоизмениться.

• Уменьшите количество ритуальных и увеличьте количество неформальных норм.

• Помните: работа команды — зона свободная от политики.

Жизнь не первый раз подкидывает нам кризисные ситуации. Но все кризисы рано или поздно проходят, и чем быстрее вы начнете относиться к ним как к новой реальности, тем раньше наладите работу. Если лидеру удастся оперативно настроить команду на переход к стадии принятия, то у людей появится больше сил противостоять вызовам. Горизонт для принятия решений расширится, и команда увидит, что все не так плохо. Сегодня это и есть фактор выживания и успеха для многих компаний.