История одной передачи власти | Большие Идеи

? Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

История одной
передачи власти

Как выходец из Великобритании возглавил The New York Times Company

Автор: Дэниел Макгинн

История одной передачи власти

читайте также

Непредсказуемость — неотделимое свойство мира

Дмитрий Жуков

Почему на грубость сотрудников не обращают внимания

Джонатон Халбеслебен,  Дональд Клюмпер,  Мэттью Боулер,  Шеннон Тейлор

Пять принципов эффективных переговоров

Максим Карпов,  Тахир Базаров

Просто бизнес, ничего лишнего

Карнаухов Владимир

Нынешний президент и CEO The New York Times Company Марк Томпсон называет время между назначением нового гендиректора и его вступлением в должность «золотым периодом». У Томпсона, в 2012 году перешедшего из ВВС в The New York Times Company, золотой период был непривычно долгим: лондонская Олимпиада и преподавание в Оксфорде вынудили его отложить начало работы на три месяца. Задержка дала Марку время подготовиться, а новому работодателю — выстроить план его адаптации. Джеймс Ситрин из рекрутинговой фирмы Spencer Stuart, приведшей Томпсона на пост, назвал этот план самой всеобъемлющей программой из всех виденных им.

Отчасти тщательность подготовки была связана с бэкграундом Томпсона. Он возглавлял две крупных британских медиакомпании, но у него не было опыта работы в американских СМИ и в США вообще. К тому же это был первый «варяг» во главе The New York Times за более чем столетнюю историю. Томпсон дал интервью старшему редактору HBR Дэниелу Макгинну и описал самые ценные для его вхождения в курс дела моменты. Мы выделили их из разговора.

Успех смены власти закладывается еще на собеседовании. Каждый кандидат на пост задает вопросы о компании — но Томпсон, начинавший карьеру тележурналистом, пошел дальше: он связался с друзьями из The New York Times и конкурирующих фирм и спросил у них: «Как там работается? Действительно ли организация хочет что-то менять? А если да, позволит ли это корпоративная культура?». «Конечно, полноценного ответа вы не получите, — пояснил Марк. — Тут должен помочь инстинкт. Во многих сотрудниках — и в совете директоров в целом — я видел желание перемен». (Совет отстранил предыдущего гендиректора, Джанет Робинсон, от должности в декабре 2011 года.)

Очень важно себя поставить в переходный период. Томпсон посетил 29 совещаний с участием десятков топ-менеджеров компании. Они затрагивали массу тем: от общей стратегии и финансов до политики оплаты командировок и пенсионных планов. Он внимательно слушал и тщательно подбирал слова, когда говорил. «Все сидят и смотрят — чувствуешь себя как в аквариуме, — вспоминает он. — Все пытаются понять, кто ты и чем дышишь. Вот они следят, как ты слушаешь. Может, ты нерешительный? Нервный? Все общаются на дружеской ноте, но это типичные смотрины. Надо правильно реагировать на их слайды… Нельзя просто сидеть и получать информацию».

Хороший ассистент — переводчик с корпоративного. Томпсон мог бы привести с собой из ВВС своего помощника. Но «предпочел ассистента, который, в отличие от меня, знал все о моем новом работодателе, понимал механизмы функционирования компании и был со всеми на короткой ноге». В результате он стал работать с Мэри Эллен Ламанной, которая провела в компании 33 года. «Мэри Эллен сыграла во всем едва ли не главную роль, — утверждает Томпсон. — Она считывала культурные коды, которых я еще не понимал».

Сразу работайте над решениями. Марк начал давать рекомендации по срочным вопросам еще до официального вступления в должность. Он собеседовал кандидатов и помогал отбирать старшего вице-президента для ключевого направления — видео. Он помогал совету директоров строить планы по продаже газеты Boston Globe и акций компании в About.com. Он оказался вовлечен в спор главного редактора Джилл Абрамсон (работала главным редактором газеты до 2014 года) и председателя совета директоров Артура Сульцбергера-младшего о том, стоит ли публиковать отчет о расследовании финансовых махинаций крупных китайских чиновников (рискуя спровоцировать проблемы для своего бизнеса в КНР). «Они спросили меня: “Как думаешь, предать ли дело огласке?” — вспоминает Марк. — Это была проверка на прочность — причем сразу. И я, конечно, ответил: да».

Выйдите из офиса. Томпсон навестил лондонское и парижское бюро. А затем, почти сразу после вступления в должность, его и Абрамсон пригласили в поездку по Кремниевой долине, где, среди прочих, они встретились с главой Apple Тимом Куком и операционным директором Facebook* Шерил Сэндберг. Европейские визиты позволили ему увидеть ситуацию в перспективе, а поездка в Калифорнию помогла выстроить отношения с Абрамсон, чье влияние в компании было исключительно велико. «Новый генеральный всегда рискует первые полгода не вылезать с совещаний и общаться только с финансистами и стратегами, — предупреждает Томпсон. — Конечно, все это очень важно — но выйти из штаб-квартиры и взглянуть на дело со стороны всегда полезно».

Встречайтесь, общайтесь, питайтесь. Вступив в должность, Марк поставил себе задачу познакомиться с сотней топ-менеджеров компании. Почти ежедневно он встречался с несколькими из них в офисе за завтраком или обедом. «Каждый вечер я выпивал по стаканчику с одним, потом ужинал с другим…» — рассказывает он. Он избегал искушения сразу давать оценку талантам и способностям новых знакомых и подходил ко всему осмотрительно и дипломатично. «Генеральному нужны связи, — поясняет он. — Невозможно изменить организацию, разослав инструкцию по электронной почте. Нужно нащупать в структуре компании тех, кто поможет двигать перемены вперед». Томпсон также не забывал встречаться и с директорами из совета.

Найдите баланс решительности и осторожности. Возможно, самое сложное в процессе передачи власти для «внешнего» гендиректора — сразу начать действовать уверенно, но не слишком. Томпсон предупреждает: «Большинство окружающих ждут, что вы в первый же день начнете раздавать четкие указания. Это и не нужно, и невозможно. Но процесс пойдет проще, если к тому времени вы уже знакомы с подчиненными и можете смотреть на мир их глазами. Иногда хочется начать действовать быстро, рубить сплеча, судить по первому впечатлению и строить всех вокруг.

И до какой-то степени это необходимо. Ведь есть и другая крайность — застрять в режиме слушателя и выглядеть в глазах подчиненных слишком пассивным. Так что надо стараться найти баланс где-то между этими полюсами». Многие новички на посту гендиректора говорят, что оптимальный переходный период длится 100 дней, но Томпсон думает, что этого мало: «Чтобы понять, подходишь ли ты на эту роль, нужен год. Мне кажется, если за год лидер не вышел на должный уровень, то уже вряд ли выйдет в будущем».

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена