Как женщины реагируют на сексуальные стимулы | Большие Идеи

? Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как женщины реагируют на
сексуальные стимулы

На экономическое поведение женщин влияют тактильные эротические раздражители.

Автор: Фестьенс Анук

Как женщины реагируют на сексуальные стимулы

читайте также

Как заинтересовать бизнес социальной ответственностью

Дэниел Уэгер,  Себастьян Хафенбрэдл

Команда пятого уровня

Марина Иванющенкова

Жизнь как поток

Шикова Елена

Как сократить расходы, не раздражая клиентов: кейс из авиаотрасли

Дэниел Денефф,  Херман Вантраппен

Исследование: Анук Фестьенс с коллегами предложили группе студенток «провести исследование» для компании, производящей одежду. Одним девушкам поручили рассматривать в магазине мужские трусы-боксеры, другим — футболки, а затем попросили всех оценить товары по разным критериям — например, по качеству материала. После этого участницам эксперимента давали задания на распределение финансов. В результате выяснилось: те, кто держал «боксеры» в руках, то есть подвергся тактильному сексуальному стимулу, охотнее шли на риск и с большим нетерпением жаждали вознаграждения, чем те, кто щупал футболки или только разглядывал, но не брал в руки «боксеры».

Вопрос: Неужели прикосновение к мужскому нижнему белью настраивает женщин на риск и заставляет их жаж­дать вознаграждения?

Мисс Фестьенс, защищайте свою идею!

Фестьенс: Давно установлено, что эротические стимулы вроде фотографий девушек-моделей или женского нижнего белья влияют на экономические решения мужчин. Поскольку первые исследования не подтвердили реакцию женщин на визуальные раздражители, в дальнейшем их просто перестали принимать во внимание. Эксперименты, которые мы провели с Сабриной Брейнел и Зиг­фридом Девиттом из Университета Левена, показали: реакция женщин приближается к мужской, если речь идет о тактильных сексуальных стимулах. Похоже, именно прикосновения запускают в женском мозгу ­процессы, связанные с ожиданием вознаграждения. И, как у мужчин, мысль о сексе пробуждает у них интерес к другим видам поощрения: деньгам, шоколаду, вину и т. д. Участницы нашего эксперимента, державшие в руках мужские трусы, с большим трудом воздерживались от соблазна потратить €15 и с большей охотой участвовали в предложенной им азартной игре, чем те, кого просили проверить качество футболок.

HBR: Почему прикосновение оказалось таким мощным стимулом?

Оно максимально сближает испытуемого с объектом желания, а чем объект ближе, тем сильнее хочется им завладеть. Аналогичный эффект в своей статье, опубликованной в American Economic Review, описали Бенджамин Бушонг и его коллеги из Калифорнийского технологического института. Они установили, что люди тем охотнее платят за лакомства вроде батончика «Сникерс», чем они доступнее. Те, кто просто видел слово «Сникерс», готовы были расстаться с небольшой суммой, кому показывали изображение батончика или сам «Сникерс» на витрине — с большей суммой, а те, кому преподнесли батончик на подносе, — предлагали за него больше всего денег. Такой вот условный рефлекс.

Прикоснуться к объекту — это ведь больше, чем просто увидеть его перед собой?

Конечно. Мы ссылаемся также на исследование Джоан Пекк из Висконсинского университета и Дженнифер Уиггинс Джонсон из Кентского университета, в котором показано: если вложить в брошюру благотворительной организации образчик ткани, из которой шьют одеяла для бездомных, люди охотнее жертвуют свое время и деньги. В нашем исследовании мы ограничились только вопросом о роли прикосновения как эротического стимула, влияющего на финансовое поведение женщин (в отличие от мужчин). Чтобы разобраться, как это работает в иных ситуациях, понадобятся дополнительные эксперименты.

Почему визуальный стимул пробуждает азарт в мужчинах, но не в женщинах?

Как утверждают специалисты по эволюционной психологии, способность мужчин к воспроизводству не ограничена и они выбирают партнерш, опираясь на визуальную информацию: молодость, красоту, здоровье, — а собственную привлекательность видят в богатстве, поскольку женщины, чья способность к воспроизводству ограничена, а родительская ответственность выше, предпочитают надежного добытчика. Женщина же высматривает в потенциальном партнере признаки статуса, а свою привлекательность связывает главным образом с внешностью.

Кристиана Дуранте из Техасского университета и Сара Хилл из Техасского христианского университета доказали, что визуальные эротические стимулы побуждают женщин приобретать что-то для улучшения собственной внешности: таблетки для похудания или купоны на посещение солярия, например. Но чтобы заставить их изменить финансовое поведение, требуются стимулы по­мощнее.

Разве мужские трусы так уж сексуальны? У меня они вызывают ассоциации скорее со стиркой.

Да, такой комментарий нам тоже доводилось слышать. Но наша группа состояла из студенток, которые, в отличие от женщин постарше, едва ли в своей жизни стирали мужское белье. Мы взяли именно «боксеры», нейтрального цвета, из серого или черного хлопка — из того же материала, что и футболки, чтобы по возможности соблюсти условия предыдущего эксперимента, в котором мужчины рассматривали бюстгальтеры.

Вопрос, разумеется, был не в том, придут ли мужчины в возбуждение. Мы установили, что под воздействием эротического стимула (в отличие от нейтрального) — все равно, визуального или тактильного — мужчины проявляют большую готовность заплатить за разнообразные товары. У женщин выявилась более сложная корреляция. Студентки, державшие в руках «боксеры», охотнее потакали своим слабостям и тратились, например, на вино и шоколад, чем те, кто видел трусы только в витрине или трогал футболки. Интересно, что ни визуальный, ни тактильный эротический стимул никого не побуждал к нейтральным покупкам — скажем, клавиатуры или стульев — а вот футболки такому желанию способствовали.

Какие уроки могут извлечь из этого продавцы? Реальные магазины заработают больше виртуальных, потому что женщины предпочитают все щупать? Отдел нижнего белья следует разместить у входа, чтобы покупатели, в первую очередь мужчины, раскошелились?

Эти вопросы мы не рассматривали, но лично я ответила бы «да». Если у входа в магазин буквально под рукой окажутся подобные стимулы, люди будут совершать более импульсивные покупки. И обычный магазин выиграет благодаря тактильным раздражителям — если не перевесят другие факторы вроде цены и удобства.

Вообще-то исследования показали, что онлайн-продавцы также могут использовать тактильные стимулы. Ряд экспериментов подтвердил, что владельцы мобильных устройств с сенсорным экраном, делая покупки в интернете, воспринимают выбранные товары как более ценные.

А если я — менеджер и мне следует избегать непродуманных решений, какой вывод мне сделать из этого исследования?

Психологи различают «горячее»

эмоциональное состояние и «холодное», аналитическое. Сексуальные стимулы и те, что сулят иные вознаграждения, «подогревают»: уровень дофамина повышается, и человек становится нетерпеливым, импульсивным, склонным к риску. Хорошие, рациональные решения принимаются в «холодном» состоянии. Не знаю, как его вызывать, но, вероятно, имеет смысл сначала удовлетворить свои потребности в пище, питье, сексе (последнее, разумеется, в нерабочее время). Лучше осуществить эти желания, чем под их влиянием пойти на риск. Менеджеру, принимающему ответственное решение, соблазны ни к чему.