Женщины на стеклянной скале
Бранскомб Найла , Брукмюллер СюзанCегодня то и дело слышишь о «стеклянном потолке» — невидимом барьере, который мешает женщинам попасть на высшие посты. А последние данные свидетельствуют: им легче проломить свой «потолок», когда компания переживает кризис, но удержаться на вершине непросто — мало ресурсов. Ученые из университета Эксетера Мишель Райан и Алекс Хаслам предложили называть карьерную траекторию женщины-руководителя «стеклянной скалой».
Мы провели два эксперимента, чтобы выявить корень проблемы. В первом мы попросили 119 студентов колледжа прочитать две газетные статьи, посвященные компании — производителю экологически чистых пищевых продуктов. В одной статье говорилось о грядущем выходе на пенсию гендиректора компании. Мы сделали два варианта текста: в первом компанией всегда руководили мужчины, во втором — женщины. Другую псевдостатью — в ней рассматривалось финансовое положение фирмы — мы также подготовили в двух вариантах. По одной версии фирма росла, по другой, наоборот, дышала на ладан. Участникам эксперимента раздали разные варианты и попросили выбрать нового гендиректора из двух равно квалифицированных кандидатов разного пола. И вот что мы увидели: когда компанией руководил мужчина и дела ее шли хорошо, 62% респондентов «назначали» мужчину; если же организация, во главе которой стоял мужчина, оказалась в кризисе, 69% участников предпочитали женщину.