Основатель Zoom Эрик Юань: «Главный принцип Zoom — доставлять счастье»
От редакции. Основателя и гендиректора сервиса видеоконференций Zoom Эрика Юаня можно назвать одним из главных героев уходящего 2020 года в мире бизнеса и технологий. Пандемия и необходимость жить и работать в режиме самоизоляции сделала Zoom суперпопулярным. Еще год назад сервисом пользовались около 10 млн человек в день, а уже весной 2020-го этот показатель вырос до 300 млн. Рыночная капитализация компании взлетела c $16 млрд (столько стоил Zoom в день выхода на NASDAQ в апреле 2019 года) до $160 млрд. Как выходец из Китая, получивший визу в США только с девятого раза, стал одним из самых успешных предпринимателей эпохи COVID-19, состояние которого журнал Forbes сегодня оценивает в $18 млрд? Что помогло Zoom опередить в конкурентной борьбе сервисы интернет-гигантов вроде Microsoft и Google и справиться с экспоненциальным взрывным ростом популярности? Каким будет мир после глобального карантина? На эти и другие вопросы Эрик Юань ответил, выступая на конференции WebSummit, которая впервые проходит в онлайн-формате. Мы публикуем самые интересные фрагменты из его выступления.
Я переехал в Кремниевую Долину в 1997 году, когда мне было 27 лет. Это была первая волна интернет-революции. Я понимал, что экономику инноваций движет экосистема стартапов, которая существует в Долине. Еще тогда, в 1997 году, я думал о том, что когда-нибудь создам свой бизнес. У меня не было ни малейшего представления о том, когда и как это будет. Но я мечтал об этом и готовился. И именно эта мечта стала основной причиной, по которой я бросил работу в WebEx (сервис WebEx предлагает услуги для проведения видеосовещаний, c 2007 года принадлежит компании Cisco, Эрик Юань работал в компании менеджером — прим. ред.) Я помню, что в последний год работы, перед тем, как я решил уйти, у меня не было никакого желания идти в офис, потому что я не видел ни одного довольного клиента WebEx. И это только усилило мою решимость.
Я не могу назвать точное число отказов, которые получил от инвесторов, когда искал деньги для запуска Zoom. Их было слишком много. К тому моменту на рынке действительно было много компаний, предлагавших услуги видеосвязи, и многие из них были бесплатными. Никто не мог подумать, что пользователям нужно еще одно решение. Но я много говорил с клиентами, и все они были недовольны теми продуктами, которые им приходилось использовать. И я думал, что есть небольшой шанс на то, что мы сможем найти более удачное решение.
С момента создания (в 2011 году — прим. ред.) и до нашего выхода на IPO (в 2019 году — прим. ред.) рост Zoom выглядел примерно так же, как у других разработчиков программного обеспечения. Первые несколько лет мы увеличивались примерно в два раза, а затем темп немного замедлился, потому что у разработчиков ПО обычно не бывает стремительного роста. Обычно такой рост постепенный, органический. И это была хорошая модель развития. Нам она нравилась, потому что была нам по силам. До кризиса и пандемии мы никогда не думали о таком взрывном росте. В начале 2020 года у нас были такие же задачи, как и в 2019-м: привлекать новых клиентов и разработчиков, расширять бизнес, удваивать усилия по наращиванию прибыли. Так мы думали в начале года. И когда рост стал стремительным, стало очень сложно. С одной стороны, мы радовались. Мы много лет упорно работали, и вот мечта помогать всему миру быть на связи становится реальностью. Сотрудники были очень воодушевлены. Но, с другой стороны, внезапный и продолжающийся рост вызывал много вопросов. Мы не понимали, как мы со всем этим справимся. Нам нужно работать еще упорнее, многие процессы нужно улучшить. Стремительный рост и популярность — это не только успех, но еще и огромное испытание.