Этапы большого пути | Большие Идеи

? Лидеры

Этапы
большого пути

Письмо главного редактора

Автор: Марина Иванющенкова

Этапы большого пути

читайте также

«Сотрудники обращаются, чтобы поговорить о наболевшем»

Николай Панкратьев

«Я все знаю, а вы нет»

Присцилла Кламан

Мозг да Винчи

Леонард Шлейн

Как все-таки послать электронное письмо влиятельным людям

Питер Симс

26 лет назад Дженсен Хуан и двое его безработных приятелей встретились за обедом в небольшом ресторане в Сан-Хосе. Дружеские посиделки трех игроманов закончились решением основать компанию по выпуску видеокарт. Так появилась NVIDIA, которая сейчас производит графические процессоры и чипы, поддерживающие приложения на основе искусственного интеллекта. Продукция компании используется в сфере видеоигр, профессиональной визуализации, в дата-центрах, в автомобильной и других индустриях.

В этом году 56-летний Хуан впервые стал лидером рейтинга HBR «Самые эффективные гендиректора мира». Место в таблице зависит, в частности, от бизнес-показателей за все время работы СЕО, а с ними у NVIDIA все отлично — капитализация компании составляет более $100 млрд. Хуан активно участвует в оперативном управлении и быстро принимает решения. Моментальная реакция на рыночные изменения и чутье на тренды, за которыми будущее, — ­пожалуй, главные качества лучших СЕО мира.

Хуан руководит бизнесом с момента его запуска. В среднем гендиректора, участвующие в нашем рейтинге, возглавляют компании 15 лет. Можно ли так долго оставаться в тонусе и сохранять высокую эффективность?

Исследования показывают, что CEO с многолетним стажем приносят бизнесу больше пользы, чем новички. Однако идеальных гендиректоров, которые всегда находятся на пике формы и принимают только правильные решения, не бывает. Неудачи и спады случаются у всех. Акционерам важно понимать, временные ли это затруднения или человек уже не справляется и надо искать ему замену. Консультанты Spencer Stuart изучили финансовые показатели сотен компаний, деятельность их гендиректоров и выделили пять этапов в карьере СЕО. Самые сложные — второй год работы и период с шестого года по десятый. В эти моменты акционерам стоит внимательнее анализировать причины неудач — и не рубить с плеча, если у спада есть объективные причины, но и не пропустить момент, когда руководитель «сделал все, что мог». А топ-менеджерам на опасных этапах необходимо аккумулировать личные ресурсы, чтобы справиться с трудностями.

Рано или поздно даже самые успешные СЕО покидают пост. Профессор Гарварда Билл Джордж советует гендиректорам уходить на пике эффективности, подготовив преемника и выбрав себе занятие по душе. На новом этапе жизни они тоже могут быть востребованными и счастливыми.

Об авторе. Марина Иванющенкова — главный редактор Harvard Business Review Россия.