Что происходит, когда вы теряете наставника | Большие Идеи

? Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что происходит, когда вы
теряете наставника

Зачем топ-менеджерам нужны менторы

Автор: Роб Лашенер

Что происходит, когда вы теряете наставника
JUJ WINN/GETTY IMAGES

читайте также

Как программы лояльности спасают авиакомпании

Со Ён-Чхун,  Эверт де Бур

Неподдающиеся данные: что мешает построить цифровую стратегию

Рэнди Бин

Угождайте женщинам

Кейт Сейр,  Майкл Сильверстайн

Не требуйте отдать мяч вам

Эриксон Тамара

Он был моим ментором 30 лет. Недавно его не стало.

Он был CEO компании, где я начал свою карьеру консультанта. Первые 15 лет наши отношения были неформальными. Он руководил не через приказы, а через исследование вечных тем, напоминая нам: «Подумайте об этом». За сложностями, окружающими нас, он видел четкие задачи управления: как, не обращая внимания на шум, помочь людям реализовать максимум своего потенциала? Как построить сильную команду из сильных личностей? Как обсуждать выплаты без нарушения корпоративной культуры? Как сохранить искренний интерес к клиенту по мере роста компании? Его подход демонстрировал глубокую веру в нас как партнеров компании и в то, что мы верно воспримем его истории и вопросы и правильно их применим. Успех его компании служит доказательством того, что обращение с окружающими как со взрослыми людьми работает лучше любых управленческих трюков.

Я ценил его наставления даже после того, как мы оба покинули эту компанию. Мы могли встретиться за обедом и просто разговаривать — это были беседы без повестки дня. Он делился своими последними приключениями, забавными наблюдениями, изысканными кусочками управленческого опыта. К тому времени я был CEO своей собственной компании, испытывая те же вечные управленческие трудности, что и он когда-то. Эти обеденные разговоры и более опытный, но все ещё открытый взгляд помогли мне увидеть самое сердце управления. Однажды я признался ему, что считаю его великим наставником, но он лишь улыбнулся. Не думаю, что он был с этим согласен.

Размышляя над нашими отношениями, которые выстраивались десятилетиями, я подумал о том, что крепкие компании зачастую направляют и наставляют сотрудников с высоким потенциалом, но спустя какое-то время наставничества становится все меньше. И происходит это именно тогда, когда оно особенно необходимо, поскольку наибольшее влияние на событие мы оказываем именно на позиции руководителей. Члены совета директоров могут выступать в роли менторов, но они совмещают это с работой нашими директорами — и это затрудняет отношения и формализует их. Мы можем прибегнуть к услугам коучей для высших руководителей, но в основном они помогают с тактикой. По мере нашего взросления и все более высоких постов мы теряем таких наставников, какой был у меня.

Если вы лидер и вам более 50 лет, все думают, что вы знаете, что делать. Вы уже получили жизненные уроки, теперь настало время их применять. Но не формируется ли стиль управления большинства из нас в молодом возрасте? Учитывая сегодняшние темпы развития бизнеса, кому нужен «раздумывающий» лидер? Ценится четкость мысли и действия. Ценится постоянство. Ценится решение.

Однако не нужно ли нам нечто большее? Существует ли точка, в которой мы перестаем нуждаться в менторе и обязаны сами играть роль наставника, а не ученика?

Размышляя над тем, чему меня научил мой ментор, я склоняюсь к тому, что в этом и есть самая суть. Возможно, в моей жизни больше не появится ментор, но тот, что у меня был, направил меня на нужный путь, подарил мне мудрость и веру в то, что я найду свои способы справиться с чем угодно. Его уже нет со мной, но, возможно, его наставничество до сих пор не закончилось. Возможно, его прощальным подарком стала возможность подумать над тем, что он мне дал, и поставить себе цель стать таким наставником, которым он мог бы гордиться.

Уход из жизни моего наставника напоминает мне о неизбежности финишной прямой. Я до сих пор не уверен, что я достоин того, чтобы передать его уроки другим. Я каждый раз удивляюсь, когда молодые люди называют меня своим наставником «Роб, ваши слова изменили мою жизнь. Хочу поблагодарить вас за это», — очень часто после этих слов я не могу вспомнить, за какое именно «это» меня благодарят.

Однако настало время перехватить знамя. Уроки, которые мне преподали мой наставник и другие люди на моем жизненном пути, стали частью меня. Эти уроки никто не заставлял меня зубрить, никто не требовал их выполнения. Источником этих знаний был тяжкий опыт и размышления над ним. Из хаотичных жизненных обстоятельств они сумели высечь искру вдохновения и мудрости. Они не вкладывали свои открытия мне в рот, но клали их передо мной на стол.

Я обнаружил, что великие наставники не говорят тебе, что делать. Они ищут лучшее в тебе самом. Мой наставник учил меня не подавлять и не увлекаться микроменеджментом. Вместо этого он предлагал дать возможности для размышлений. Гораздо важнее вместе сформировать ценности и принципы вашей компании, а не навязывать свою точку зрения. Вы становитесь наставником тогда, когда в ходе этого процесса ваши сотрудники обнаружат свои личные ценности совпадающими с целями компании. Надеюсь, за многие годы мне инстинктивно удавалось поступать так по отношению к моим коллегам. Но сейчас пришло время заняться этим в более широких масштабах — за обедом, на встречах, в повседневных разговорах.

Как всякий человек, внезапно потерявший близкого, я сожалею о том, что мне не удалось с ним встретиться до его смерти. Кто знает, какие истории и метафоры я упустил. Мое образование под его началом так и осталось незаконченным. Теперь я знаю, что пора ловить мяч самостоятельно. С кем мне теперь обедать? Наставничество, даже когда тебе уже за 50, — слишком ценная вещь для обеих сторон процесса, чтобы так просто с ней распрощаться.

Возможно, мы никогда не прощаемся с великими наставниками. Важные вещи, которым они нас научили, остаются с нами навсегда.

Об авторе. Роб Лашенер (Rob Lachenauer) — партнер, CEO и сооснователь компании BanyanGlobal Family Business Advisors. Соавтор (совместно с Джорджем Сталком) книги «Hardball: Are You Playing to Play or Playing to Win?»