Два урока для Тима Кука | Большие Идеи

? Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Два урока для
Тима Кука

Как руководителям следует подходить к подбору творческих талантов

Автор: Роберто Верганти

Два урока для Тима Кука
JUSTIN SULLIVAN/GETTY IMAGES

читайте также

Время резиновое

Марина Иванющенкова

«Зеленое» решение для рынка

Хайдари Джек

Только спокойствие

Первая встреча Клуба Маркетологов

Журавлев Сергей Фотограф

Легендарный главный дизайнер корпорации Apple Джонатан Айв объявил о том, что покидает компанию. СМИ сообщают, что его уход давно планировался и что для его новой независимой дизайнерской фирмы Apple станет клиентом. Британский дизайнер сыграл ключевую роль в создании таких продуктов, как Mac, iPod и iPhone, которые изменили не только корпорацию Apple, но и нашу жизнь. Его уход и возникшая перед генеральным директором Apple Тимом Куком задача найти замену Айву дают возможность поразмышлять о том, как руководителям следует подходить к непростому вопросу подбора творческих талантов для своих организаций.

Для этого давайте заглянем в прошлое и узнаем, что сделал Стив Джобс, когда нанял Айва на роль своего второго пилота для предстоящих инновационных свершений Apple.

В 1997 году Джобс только что вернулся в Apple, и ему нужно было возрождать инновационный дух организации. Он хотел, чтобы центром обновления стал дизайн. Поскольку Apple в то время была компьютерной компанией, можно было ожидать, что Джобс будет искать опытного компьютерного дизайнера — человека, которого уважают в отрасли.

Но он пошел другим путем. До прихода в Apple Айв был независимым дизайн-консультантом в Лондоне. Его фирма Tangerine занималась проектированием товаров для дома (например, Tangerine была консультантом компании Ideal Standard — в то время основного игрока в индустрии сантехники и сантехнического оборудования). Затем в 1992 году молодой дизайнер перешел в Apple, но проекты, в которых он участвовал до 1997 года, не были особенно успешными. Поэтому решение Джобса сделать его главным дизайнером компании казалось неразумным.

И все же, как показало время, это был блестящий выбор. Какой урок можно извлечь из этой истории? Выбирая новатора, загляните не в прошлое, а в будущее.

До 1997 года персональными компьютерами пользовались в основном в офисах. Но появление интернета открыло новую эпоху: компьютеры быстро становились неотъемлемой частью дома, поэтому людям была нужна машина, которая бы вписалась в интерьеры жилых комнат или кухонь.

Если бы Джобс смотрел в прошлое, он бы искал компетентного (возможно, успешного) дизайнера офисных компьютеров. Однако такой выбор привел бы к созданию еще одной идеальной бежевой коробки. Вместо этого Джобс смотрел в будущее: если компьютеры станут домашними машинами, то имеет смысл нанять на работу кого-то, кто раньше занимался разработкой решений для дома.

Первым разработанным под руководством Айва продуктом стал представленный в 1998 году iMac G3. Он был признан одним из самых революционных персональных компьютеров с совершенно новым для индустрии языком дизайна: дружественная оболочка из полупрозрачного цветного пластика и яйцевидная форма бросили вызов доминирующей парадигме несимпатичных бежевых коробок. Такой же прозрачный пластик и цвета уже распространились на предметы домашнего обихода в начале 1990-х годов (примером для подражания была разноцветная пластиковая кухонная посуда Alessi).

Какой же из этого можно извлечь урок? Когда вы выбираете сотрудника для инновационных свершений, то должны представлять: 1) что будет дальше и как будет выглядеть будущее; 2) что вам нужно для достижения успеха в таком будущем. Если вы не сделаете этого с самого начала, найти и привлечь нужного человека не получится.

Если Тим Кук усвоил эти уроки Стива Джобса, его выбор преемника Айва покажет, каким нынешний гендиректор Apple видит будущее, в котором его компании предстоит конкурировать.

Об авторе. Роберто Верганти (Roberto Verganti) — профессор Миланского политехнического университета, член совета директоров Европейского совета по инновациям, автор книги «Overcrowded. Designing Meaningful Products in a World Awash with Ideas».