Российский руководитель: неуверенный, негибкий и требовательный | Большие Идеи

? Лидеры

Российский руководитель: неуверенный, негибкий
и требовательный

Что нужно знать о большинстве российских топ-менеджеров

Авторы: Юлия Полтарацкая , Анна Пехтина

Российский руководитель: неуверенный, негибкий и требовательный
Blake Weyland / Unsplash

читайте также

Почему государственные регуляторы стали важнее клиентов?

Майкл Шрейдж

Что потеряет общество, если бизнес перестанет быть уважаемым делом

Роджер Мартин

Экономика рикошета

Махаджан Виджай,  Уинд (Джерри) Йорам

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Мы более 10 лет консультируем руководителей высшего звена и их команды. Очень часто проблемы, с которыми приходят к нам клиенты, связаны с тем, что они обладают низкой стрессоустойчивостью и недостаточно уверены в себе. Мы провели исследование с использованием психометрического теста Hogan Assessment, в котором приняли участие более 500 российских топ-менеджеров, и получили портрет российского руководителя. Ниже мы хотим рассказать о полученных результатах и объяснить, что они означают и как влияют на бизнес.

Низкая стрессоустойчивость

Согласно результатам исследования, российские топ-менеджеры обладают низкой стрессоустойчивостью, низкой самооценкой и критическим отношением к себе, они психоэмоционально неустойчивы, тревожны, часто неудовлетворены собой и своими результатами. Такие показатели продемонстрировали 57% опрошенных мужчин-управленцев и 68% женщин-руководителей.

Из-за неуверенности в себе российские менеджеры обесценивают свои достижения, им с трудом удается грамотно преподнести себя и свои достижения, они могут испытывать сложности с публичными выступлениями. В ситуациях стресса такие руководители могут зациклиться на прошлых ошибках, что снижает концентрацию их внимания, мешает сосредоточиться на текущих задачах и отнимает очень много энергии.

Вместе с тем они восприимчивы к обратной связи, открыты для коучинга и развития, стремятся сделать свою работу хорошо, соответствовать ожиданиям акционеров или штаб-квартиры. Часто эта неуверенность в себе становится двигателем к постоянному совершенствованию себя и улучшению результатов бизнеса.

Как показало наше исследование, в стрессе российские менеджеры чаще всего используют либо стратегию избегания, либо стратегию нападения. Они либо становятся замкнутыми и уходят в себя, либо конфликтуют, требуют привилегий, драматизируют события или фонтанируют идеями, которые оторваны от действительности. Они могут быть неэффективны в условиях неопределенности, отсутствии информации, дефицита времени. Такое поведение демонстрируют 27% мужчин-управленцев и 35% женщин-руководителей.

Межличностная восприимчивость

Любопытны также данные, основанные на оценке российских топ-менеджеров по шкале межличностной восприимчивости. Эта шкала оценивает навыки поддержания долгосрочных отношений, тактичность и дипломатичность в общении. Как мы видим из результатов исследования, более 50% менеджеров в российских компаниях обладают низкой межличностной восприимчивостью. 20% находятся в среднем значении, что говорит о том, что они могут оказать поддержку и способны открыто давать негативную обратную связь. 30% проявляют излишнюю тактичность, не могут напрямую давать негативную обратную связь, вступать в конфликты и отстаивать свою позицию, испытывают сложности с принятием непопулярных решений, всячески стремятся переложить эти задачи на кого-то другого, например, на консультантов или директора по персоналу.

Тот факт, что большинство опрошенных показали низкие значения в шкале межличностной восприимчивости, свидетельствует о том, что в большинстве своем наши топ-менеджеры по профилю – кризис-менеджеры. Эти управленцы обладают низкой эмпатией, однако они эффективны при принятии непопулярных решений, требовательны, часто вступают в конфронтацию с теми, кто плохо работает, насаждают свои стандарты качества, продавливают свои цели. Такие люди производят впечатление жестких и критичных, они могут не замечать чувства других, легко дают негативную обратную связь в лицо, что, безусловно, осложняет построение отношений с коллегами. Они скорее ориентированы на результат и выстраивание процессов, а не на управление персоналом и комфорт сотрудников. Низкая межличностная восприимчивость также свидетельствует о том, что российские топ-менеджеры могут испытывать сложности с командной работой.

В свою очередь, на Западе общий тренд кардинально отличается: менеджеры больше сфокусированы на вдохновляющем лидерстве, то есть на поддержке и создании среды для развития других. У нас же командные коучинги, позволяющие активизировать потенциал каждого сотрудника и команды в целом, только начинают набирать популярность. Коучинговые запросы от руководителей с низкой межличностной восприимчивостью обычно звучат так: «Сделайте что-нибудь, чтобы они выдавали результат». А команда просит: «Пожалуйста, избавьте нас от этого руководителя».

Амбициозность и движущая сила

Что касается шкалы амбициозности, то только 26% российских топ-менеджеров выглядят уверено и притязательно. 74% обладают либо средней, либо низкой профессиональной самооценкой по сравнению с западными коллегами.

Низкое значение шкалы амбициозности говорит о том, что в большинстве своем российские менеджеры не проявляют активности в своем продвижении по карьерной лестнице.

Также в ходе исследования нам удалось собрать интересные данные о том, что мотивирует российских топ-менеджеров идти вперед. Первое место в рейтинге заняла жажда получения признания и похвалы от окружающих. За ней следуют жажда власти, которая говорит о стремлении быть первым, лучшим, карьерно расти и увеличивать свое влияние в компании, и желание вызова и преодоления. На последнем месте среди основных мотиваторов для российских топ-менеджеров — ощущение своей причастности к делу и стремление быть частью команды.

На первом месте жажду признания в своих ответах отметили 52% управленцев-мужчин и 38% женщин. Такие руководители, безусловно, принесут в компанию множество публичных наград за индивидуальные достижения. Они будут бороться за возможность участия в значимых и громких проектах, а также в социальных активностях от лица компании. Среди слабых сторон таких управленцев можно назвать излишнюю ориентированность на результат, зависимость от похвалы и внимания, а также сложности с конструктивным восприятием негативной обратной связи.

Управленцы, стремящиеся к власти, демонстрируют энтузиазм в работе над сложными проектами и ждут того же от своей команды. Их объединяет стремление побеждать, обходить конкурентов, доводить работу до конца. К сожалению, сильная фокусировка на результате может приводить к разрушению отношений в коллективе за счет создания чрезмерной конкурентной среды. Также руководители, стремящиеся к власти, как правило, испытывают сложности с поиском компромиссов.

Теория и практика

В рамках нашего исследования мы выяснили, что в отличие от западных коллег российские топ-менеджеры обладают более весомым теоретическим бэкграундом. Они учатся быстро, способны адаптироваться к новым условиям, сфокусированы на собственном развитии, однако при этом могут иметь сложности с переходом от теории к практике, могут увлекаться «модными идеями» и «знаниями ради знаний», которые потом не перенесут на практику.

Разумеется, это обусловлено академическим подходом к обучению, который практикуется в России. На Западе используется иной подход, больший акцент делается на практике. Чтобы знания переходили в навыки, важно оперативно переходить к действиям.

В нашем исследовании участвовали люди, которым на сегодняшний день удалось достичь карьерных высот во многом благодаря тем качествам, той репутации и тому профилю, которые мы смогли обнаружить в ходе тестирования. Но сильные стороны в одной ситуации могут выступать ограничениями в другой. Если вы узнали себя в нашем исследовании и уже ощутили, что сильные стороны мешают вам достигать поставленных целей, или просто перестали быть эффективными, мы позволим себе дать несколько рекомендаций.

Чтобы стать более гибким и при этом более стрессоустойчивым, стоит чаще выходить из зоны комфорта и практиковать погружение в новую среду. Здесь не стоит пренебрегать такими инструментами, как менторство и актерская практика. В первом случае поддержка более опытного человека придаст вам уверенности и сможет расширить ваш кругозор, позволит взглянуть на ситуацию под другим углом. Что касается актерской практики, то этот опыт позволяет добиться сразу нескольких целей. Во-первых, расширить понимание природы человека, его возможных мотиваций и проявлений: для работы над ролью актеру приходится погружаться на такие глубины психологического анализа, до которых в деловой жизни редко кто доходит. Во-вторых, это отличное упражнение на раскрепощение, снятие зажимов и, как следствие, возможность увидеть новые решения, которые раньше были вне фокуса внимания менеджера. Кроме того, на первых порах в этом может помочь коучинговая поддержка.

Стрессоустойчивость: вопросы для самопроверки

Опишите, как вы справляетесь со стрессом.

  • Получаете ли вы регулярную обратную связь от ваших коллег или руководителя?

  • Какое влияние оказывает на вас эмоциональныи? настрои? ваших коллег?

  • Как вы обычно реагируете на отзывы окружающих о вашеи? работе?

Рекомендации

1. Определите, что является триггером вашего стресса (конкретные ситуации, взаимодействие с кем-то, жесткие сроки, неопределенность). Для каждой ситуации разработайте два плана: 1) как сделать так, чтобы это не вызывало раздражения или стресс; 2) как действовать, если это неизбежно.

2. Иногда вы внутренне переживаете из-за непредвиденных событии?, которые могут с вами произои?ти, но будьте готовы встретиться с возможными препятствиями и сложными людьми. Такое отношение поможет вам быть более сосредоточенным и спокои?ным.

3. Реакция ваших коллег на события может быть самои? разнои?. Постараи?тесь быть к этому готовы. Мысленно продумаи?те все варианты развития событии?. Это поможет сохранять спокои?ствие, когда вы сталкиваетесь с неприятными неожиданностями.

4. Когда дела идут не по запланированному сценарию, тщательно проанализируи?те причины происходящего. Подумаи?те, как вы можете предотвратить возникновение подобных ситуации? в будущем.

Межличностная эффективность: вопросы для самопроверки

Как вы реагируете на неудовлетворительные результаты ваших подчиненных или коллег? Даете ли вы им обратную связь?

Что для вас более приоритетно: удовлетворять потребности коллег и подчиненных или добиться результатов во что бы то ни стало?

Как вы считаете, должны ли люди на работе вести себя так, чтобы понравиться друг другу?

Как вы строите отношения с внутренними и внешними клиентами?

Рекомендации

1. Обращаи?те внимание на атмосферу в команде и даваи?те понять сотрудникам, что вам небезразличны их чувства, мнения и потребности.

2. Уделяйте время рабочим и личным проблемам сотрудников. Это должно помочь вам повысить эффективность работы вашеи? команды.

3. Следите за тем, когда стоит присоединиться к работе команды самому. Это очень важное качество для лидера.

4. Постараи?тесь спокои?но реагировать на критику в ваш адрес, не занимаи?те оборонительную позицию.

5. Регулярно запрашиваи?те обратную связь.

Амбициозность: вопросы для самопроверки

  • Какую роль вы обычно берете на себя в проектах, где нет формального лидера?

  • В каких случаях уместно бороться за власть для продвижения по карьернои? лестнице?

  • Часто ли вы конкурируете с вашими коллегами?

  • Какие шаги вы предприняли за последнии? год для развития вашеи? карьеры?

Рекомендации

1. Проявление инициативы, энергии и амбиций — важнеи?шии? аспект лидерства. Проявляи?те инициативу в проектах. Заряжайте команду энергией, ставьте амбициозные цели.

2. Разберитесь в корпоративной политике — это неотъемлемая часть жизни организации, и чем лучше вы будете разбираться в ее нюансах, тем быстрее и успешнее будет развиваться ваша карьера.

3. Не избегаете решения острых вопросов, в противном случае может начать складываться впечатление, что вы неспособны отстаивать свои интересы, интересы своей команды и организации.

4. Если вы хотите построить карьеру в компании, вам нужно будет разработать план, указав в нем позиции, на которые вы претендуете, и шаги, которые вам необходимо будет предпринять, чтобы занять эти позиции.

Об авторах

Юлия Полтарацкая — глава консалтинговой практики Odgers Berndtson.

Анна Пехтина — старший консультант Odgers Berndtson.