«Наши усилия наложились на всеобщую потребность в празднике»
Алексей СорокинМой приход в спортивный менеджмент был результатом стечения обстоятельств. Окончив Институт иностранных языков с дипломом переводчика, я шесть лет проработал в МИДе, а потом меня пригласили в правительство Москвы, и я занялся коммуникациями с международными спортивными федерациями и организациями. Целью было привлечь в Москву крупные спортивные соревнования. Начали мы с коллегами сразу с заявки Москвы на проведение Олимпийских игр 2012 года: тогда, как вы помните, победил Лондон. Потом немножко поучаствовали в подготовке заявки на проведение зимней Олимпиады в Сочи. Затем еще в нескольких конкурсах — и завоевали право проведения финала Лиги чемпионов — 2008 и Чемпионата мира по легкой атлетике в 2013 году. Организация финала Лиги чемпионов привела меня в Российский футбольный союз, где я стал гендиректором и вскоре сосредоточился на подготовке российской заявки на право проведения чемпионата мира.
Заявки на большие спортивные состязания похожи на участие в тендере, но эта работа, помимо подготовки монументальных документов, требует получения гарантий правительства, лоббирования и многого другого. Все усилия направлены на то, чтобы доказать, что именно твой город, твоя страна наилучшим образом подходят для того или иного спортивного события.
Когда Россия получила право на проведение ЧМ-2018, я из руководителя заявочного комитета превратился в гендиректора организационного комитета. Казалось бы, это совсем другая работа: заявка — из области пиара и маркетинга, а организация чемпионата — многолетняя операционная работа. Однако по сути и участие в конкурсе, и проведение крупных соревнований представляют собой совокупность проектов. Часто эти проекты очень разные, иногда развиваются параллельно, иногда последовательно. С точки зрения организаторов, чемпионат мира по футболу в России был набором из 64 проектов, каждый со своим жизненным циклом, своими этапами, своим конкретным выходом. Потом они все вплелись в большой общий результат.
Чемпионат мира — это радость и эмоции. Но, если опуститься на уровень исполнения, — это набор сервисов для разных клиентских групп. Все люди, которые становятся в хорошем смысле потребителями услуг организаторов, делятся на группы. И каждой нужно обеспечить набор услуг достойного уровня. Возьмем спортсменов. Оказавшись на российской земле, команда должна вовремя сесть в автобус, чтобы добраться до гостиницы. Потом доехать и потренироваться на хорошем тренировочном поле. Потом — перелететь на выделенном нами самолете в город, где она играет. Выступить на нормальном стадионе, на хорошем поле, с хорошим освещением. И так далее. Гостиница, автобус, самолет, стадион — я перечисляю сервисы только для одной клиентской группы, и вот уже набралось услуг на несколько миллиардов рублей.
Кто за что платил и за что отвечал
Эти деньги — вовсе не из российского бюджета. Все операционные расходы при проведении чемпионата оплачивает FIFA, и она же получает доход от телетрансляции, спонсорских контрактов, продажи билетов, сувениров и прочего. FIFA выделила российскому оргкомитету бюджет в €699 млн, но какую-то часть нам удалось сэкономить. Мы включили в смету все, что связано с подготовкой мероприятия: кадры, подрядчики, аренда зданий — обосновали эти затраты, и международная федерация их покрыла. (Так было и на прошлых чемпионатах мира, но, может быть, что-то изменится в будущем.) Заказчиком чемпионата была FIFA, но ее требования — лишь сухая, формальная, тарифицированная часть истории. Мы делали все для того, чтобы организовать очень хороший чемпионат мира, подчас с перевыполнением и опережением требований, и предложили множество дополнительных инициатив, которые вовсе не являлись обязательными: бесплатный проезд железнодорожным транспортом и безвизовый въезд для иностранных болельщиков, система идентификации Fan ID и так далее.
По правилам FIFA, всю построенную к чемпионату инфраструктуру оплачивает сама страна, ведь после проведения все то, что было построено либо реконструировано, останется и будет работать на экономику. По расчетам компании McKinsey, позитивное влияние подготовки и проведения чемпионата мира оценивается в 952 млрд руб., или 1% годового ВВП России, и благодаря развитию инфраструктуры этот эффект сохранится в течение последующих 5 лет.
Формально инфраструктурные проекты были вне нашей епархии: ими занимался координационный совет при правительстве. В него входило человек 30, если не больше — представители ведомств и регионов, участвовавших в проведении чемпионата. Этот совет отвечал за огромную программу с бюджетом в 678 млрд руб., включающую сотни объектов: не только стадионы и тренировочные поля, но и транспортную инфраструктуру, и благоустройство городов. В программу входили даже теплоэлектростанции, медицинские учреждения и оборудование для них, а также самый разный транспорт.
В этой большой стройке, однако, у оргкомитета ЧМ была своя четкая функция: контроль за выполнением требований FIFA, особенно в том, что касалось стадионов. Мы давали рекомендации еще на этапе проектирования, а в ходе строительства наши эксперты и сотрудники FIFA регулярно участвовали в инспекционных поездках на стадионы: от закладки фундамента вплоть до завершения. Конечно, иногда приходилось спорить с проектировщиками и строителями, но в целом на каждом этапе все участники понимали, сколь важно, чтобы ничто не испортило впечатлений от чемпионата. И в итоге получились очень приличные стадионы: по данным отчета FIFA, они «отвечают всем последним требованиям».