
читайте также
Традиционно лидеры курируют все процессы внутри команд: выстраивают отношения между сотрудниками, мотивируют команды и принимают решения, опираясь на эмоциональный интеллект. Но сегодня многие процессы автоматизируются, и новые технологии занимают прочное место в бизнесе, подменяя человека. Соответствуют ли существующие модели управления нуждам команд или необходимы новые?
На этот вопрос отвечает исследование профессора SBS Swiss Виктора Фримпонга The Impact of AI on Evolving Leadership Theories and Practices, опубликованное в Journal of Management World. Проанализировав 36 статей экспертов по лидерству ведущих университетов мира, он рассмотрел эволюцию роли руководителя и влияния ИИ на этот процесс. Профессор Фримпонг определил ключевые пробелы в традиционных системах лидерства, а также предложил несколько вариантов гибридных моделей управления. Эти модели не только опираются на эффективные технологические инновации, но и сочетаются с основами человечного лидерства — эмпатией, этикой и эмоциональным интеллектом.
«Большие идеи» поговорили с профессором о его работе и подготовили обзор исследования.
Доктор Фримпонг — преподаватель и член Научно-консультативного совета бизнес-школы SBS Swiss. Он имеет степень DBA (доктор делового администрирования) и степень магистра прикладных бизнес-исследований, полученные в SBS Swiss Business School, а также степень MBA, полученную в Henley Business School (Великобритания). Занимает должность вице-президента по вопросам комплаенса в одном из швейцарских банков в Цюрихе. Его академические интересы включают лидерство, прикладной искусственный интеллект и устойчивое развитие.
Почему вы исследовали влияние ИИ именно на лидерство, а не на более широкий круг управленческих практик?
ИИ, безусловно, трансформирует многие аспекты менеджмента, но я сфокусировался именно на лидерстве, потому что оно — основа организационного поведения. Лидерство формирует видение, отвечает за этические решения, управляет эмоциональным интеллектом и оказывает влияние [на процессы в бизнесе]. Все это ключевые человеческие качества, которые ИИ сегодня активно переосмысливает и бросает им вызов. Как я отмечаю в своей научной работе, «интеграция ИИ в функции лидерства — это уже не возможность, а реальность, трансформирующая то, как организации функционируют сегодня».
Когда меняется лидерство, вслед за ним меняются все организационные процессы — от стратегии до культуры. Поэтому понимание того, как ИИ трансформирует лидерство, дает нам самый ясный взгляд на будущее управления, этики и ответственности.
Можно ли предположить, что через несколько десятилетий ИИ будет обладать хотя бы функциональным подобием эмоционального интеллекта человека?
Это очень интересный вопрос — и он находится на стыке технологических прогнозов и философских размышлений. Согласно нашим исследованиям и текущим наблюдениям, ИИ, вероятно, сможет достичь того, что можно назвать функциональной симуляцией эмоционального интеллекта. Мы уже видим первые проявления этого — в виртуальных помощниках, чат-ботах службы поддержки и приложениях для поддержания ментального здоровья, которые могут распознавать эмоции, адаптировать тон общения и отвечать так, чтобы это выглядело как проявление эмпатии. В этом смысле вполне разумно ожидать, что через несколько десятилетий ИИ станет все более искусным в имитации эмоционального интеллекта и, возможно, будет даже довольно убедителен.
Но эмоциональный интеллект — это не только способность распознавать эмоции у других или говорить утешительные слова. Это еще и умение переживать эмоции, формировать подлинные моральные суждения, понимать сложные социальные контексты на основе собственного опыта. ИИ лишен сознания, самосознания и способности к субъективному чувственному восприятию — поэтому, даже если он воспроизводит поведение, похожее на эмпатию или эмоциональную чуткость, он делает это без внутреннего переживания.
Какие три практических шага вы бы рекомендовали лидерам, которые хотят интегрировать ИИ в свою работу?
В другом недавнем исследовании мы показали, что отказ от внедрения ИИ — не единственный стратегический риск. Поверхностная или плохо согласованная реализация ИИ может быть столь же опасна. Чтобы эффективно интегрировать ИИ в свою работу, лидерам стоит обратить внимание на следующее:
Позвольте ИИ обрабатывать данные и выполнять рутинные задачи, но оставляйте финальные решения за человеком — с учетом контекста, ценностей и человеческого суждения.
Развивайте в лидерских командах качества, которые ИИ не способен воспроизвести: эмпатию, коммуникативные навыки, этическое мышление.
Честно и прозрачно объясняйте, как именно используется ИИ, вовлекайте команды в процесс и сохраняйте зону ответственности за людьми. Это формирует доверие и поддерживает человеческий контакт.
«Большие идеи» публикуют обзор исследования доктора Фримпонга:
ИИ в менеджменте
Использование ИИ в компаниях уже показывает хорошие результаты: он улучшает процессы принятия решений, автоматизирует повседневные задачи, персонализирует взаимодействие с сотрудниками и оптимизирует производительность труда. Анализ большого объема данных, которым и занимается ИИ, помогает отслеживать вовлеченность команд. Кроме того, это освобождает время руководителей для принятия стратегических решений, когда ИИ берет на себя рутинные задачи. Вместе с тем, поведенческие прогнозы, которые ИИ строит на основе анализа настроений сотрудников, помогают руководству выстраивать эффективную коммуникацию с ними. Чем лучше лидеры понимают настроение своих команд, тем эффективнее их управленческие решения и тем выше вовлеченность и мотивация их работников.
ИИ — инструмент лидера
Мнение экспертов о влиянии ИИ на лидеров разнится. Часть из них считает, что новые технологии могут стать эффективным инструментом для руководителя. Они убеждены, что заменить лидера не выйдет, но помочь в принятии решений — вполне. Например, ИИ может выявлять закономерности, на которые человек не обратит внимание, а значит, у лидера появится возможность увидеть более объемную картину происходящего и верно расставить приоритеты при принятии решений.
Несмотря на это, алгоритмы новых технологий все еще не эффективны в области творчества, инноваций и выстраивания межличностных отношений — в этих сферах человек сохраняет преимущество. Роль лидера важна и потому, что он следит за тем, чтобы используемые технологии соответствовали ценностям компании, поэтому, несмотря на преимущества ИИ, именно человек остается главным в управлении процессами.
ИИ — замена лидера
Другая группа ученых убеждена, что новые технологии (благодаря способности анализировать большие объемы данных) могут повлиять на уровень интуиции и интеллекта лидеров. Так как задачи по анализу информации будут переданы ИИ, руководители станут реже применять свои навыки и рискуют потерять их. Также эксперты отмечают вероятность того, что инновации могут вмешаться и в процессы принятия решений. Если ИИ будет способен распределять задачи, оценивать эффективность и осуществлять стратегическое планирование, выполняя управленческие функции, которые раньше были прерогативой человека, система руководства в компаниях изменится.
С точки зрения этики применение ИИ в бизнесе сопровождается проблемами прозрачности и предвзятости. Ошибки в данных, на анализ которых опирается ИИ, могут приводить к неверным управленческим решениям и непреднамеренно увеличивать существующее неравенство. Например, предвзятые алгоритмы могут способствовать дискриминации при приеме на работу и необъективности при оценке эффективности сотрудников. Поэтому перед руководителями стоит задача — обеспечивать тщательную проверку обучающих данных для ИИ и вырабатывать стратегии по выявлению потенциальных ошибок и сбоев.
Лидерам также необходимо учитывать, что сотрудники могут не доверять новым технологиям и беспокоиться об их влиянии на конфиденциальность данных, поэтому обеспечение прозрачности и доверия — еще один важный аспект, о котором руководителям стоит помнить. С помощью регулярных аудитов и переоценки данных при обучении ИИ можно выставить необходимые этические рамки, которые помогут достичь прозрачности в процессах принятий решений с использованием новых технологий.
Будущее лидерства с использованием ИИ сложно спрогнозировать. Продолжаются споры о том, сможет ли он усилить лидеров-людей или заменить их. Исследователи обращаются к традиционным теориям лидерства, которые уже устарели, так как интеграция ИИ требует переоценки тех смыслов, которые в них заложены.
Лидерство с точки зрения традиционных теорий
Теория черт: лидеры — люди, с рождения обладающие определенным набором качеств, который помогает им стать эффективными руководителями. Среди них — интеллект, харизма, решительность.
Поведенческие теории: действия лидеров определяют их тип управления — авторитарный или демократический.
Трансформационное лидерство: основной фокус руководителя, согласно этой теории, сосредоточен на мотивации сотрудников для достижения значимых целей, а также на поощрении инноваций и изменений. За счет продвижения новых подходов они становятся проводниками перемен для своих команд, а понимание того, что мотивирует работников, создает крепкие и устойчивые эмоциональные связи внутри коллектива.
Транзакционное лидерство: руководитель, главным образом, поддерживает дисциплину и поощряет команду за достижение результатов. Такой тип лидерства эффективен в негибких системах с четко определеннными ожиданиями менеджеров к своим сотрудникам.
Ситуационное лидерство: тип управления руководителя меняется в зависимости от того, в каком контексте он действует. Именно такая гибкость и отвечает условиям, в которые нас ставит использование искусственного интеллекта сегодня.
Переосмысление традиционных подходов
Теории, о которых мы говорили выше, появлялись по мере развития управленческой мысли и демонстрируют динамику развития лидерства. Но искусственный интеллект диктует новые условия и требует пересмотра привычных положений.
На плечах сегодняшних лидеров лежит ответственность за интеграцию инструментов ИИ в свою работу и поддержку основ «человечного» лидерства, которые недоступны новым технологиям — доверия, мотивации и этики принятия решений. Хотя ИИ увеличивает эффективность бизнеса в несколько раз, он не обладает эмоциональным интеллектом и моральными принципами, которые формируют облик этичного руководителя. И бесконтрольное усиление его позиций может привести к обезличенному взаимодействию внутри команд, а значит, и к решениям, последствия которых и их влияние на людей не будут учтены.
Сегодня появляются новые модели, в которых фактор ИИ занимает важное место.
Гибридное лидерство сочетает в себе высокотехнологичные инструменты и человечный подход в вопросе принятия решений. В этой модели ИИ обрабатывает данные, а результаты анализа интерпретирует руководитель, который и определяет, какое решение стоит принять.
Алгоритмическое лидерство означает, что ИИ преобладает в управленческих процессах. Новые технологии постигают области делегирования задач, мониторинга деятельности сотрудников и оценки их эффективности. То есть алгоритмы занимаются тем, что раньше входило в исключительную зону влияния управленцев. Такой сдвиг может ослабить позиции лидеров и поставить вопрос о целесообразности их роли.
Распределенное лидерство в организациях, использующих ИИ, демонстрирует, как искусственный интеллект способствует децентрализации принятия решений и снижению иерархичности. Эта модель формирует культуру сотрудничества и гибкости, помогая членам команды быстро адаптироваться и вовлекаться в разделение ответственности. Эффективнее всего такой подход работает с удаленными коллективами.
Как сохранить позитивное влияние ИИ при лидирующей роли человека
Очевидно, что ИИ недоступны эмоциональные аспекты лидерства, хотя его способности к анализу показывают впечатляющие результаты. Исследователи выделяют три способа внедрить ИИ в бизнес-практику и не потерять человечность.
- Применяйте гибридную модель лидерства, которая оставляет главенствующую роль за человеком, но не отказывается от благ, которые дает использование ИИ. Тогда руководители смогут контролировать этические аспекты работы с новыми технологиями, а ИИ будет управлять анализом данных и прогнозным моделированием.
- Инвестируйте в развитие компетенций человечного лидера. К ним относятся эмоциональный интеллект, эмпатия, искусство общения. Обучающие программы в сфере коммуникации помогают руководителям поддерживать и укреплять связи со своими сотрудниками, а ИИ — анализировать их поведение, чтобы затем на основе этих данных принимать управленческие решения.
- Следуйте за инновациями. Сейчас разрабатываются инструменты, которые позволят анализировать эмоции на базе ИИ, а также измерять внутреннее состояние команд. Такие знания помогут лидерам оценить динамику отношений в коллективе и понять, как углубить их и сделать более комфортными и доверительными для каждого сотрудника.
А чтобы преодолеть возможные страхи и сомнения коллег, лидерам стоит вести открытую коммуникацию по всем вопросам использования ИИ в компании. Например, исследования показывают, что сотрудники, которые понимают принцип работы ИИ, более вероятно поддержат текущие и дальнейшие инновации. Если прозрачности в этом вопросе не будет, команды не смогут доверять своим руководителям, а значит, будут сопротивляться их действиям и мешать внедрению новых полезных технологий.
Как быть с прозрачностью?
Выстраивайте четкую коммуникацию с сотрудниками о целях, процессах и результатах использования ИИ.
Предлагайте механизмы анонимной обратной связи, которая бы давала возможность подвергать сомнению решения ИИ.
Наше будущее — это не только выбор между лидерством человека и ИИ. Оно учитывает, в том числе, разработку гибридных моделей, в которых ИИ выступает в качестве инструмента, повышающего способность человека к принятию сложных решений.
Современные теории лидерства и организационные модели должны эволюционировать, чтобы максимально использовать возможности ИИ, одновременно сохраняя фундаментальные человеческие аспекты: доверие, способность к сотрудничеству и этическое принятие решений. Внедрение ИИ в процессы управления требует взвешенного и ответственного подхода, гарантирующего соответствие технологий ценностям организации и их положительное влияние на вовлеченность сотрудников и общий успех компании.