Игра на нервах: что делать, если начальник позволяет себе крики и оскорбления | Большие Идеи

? Эмоциональный интеллект
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Игра на нервах: что делать, если начальник позволяет себе крики
и оскорбления

Как работать с непредсказуемым и эмоциональным руководителем

Автор: Кэролин О'Хара

Игра на нервах: что делать, если начальник позволяет себе крики и оскорбления
hbr.org

читайте также

Нам нужны новые параметры экономики

Умар Хак

Исследование: Руководители недооценивают творческую работу команд, управляемых ИИ

Дэвид Де Кремер,  Шейн Швейцер

Три логики трансформации бизнеса: часть третья, персональная логика

Марк Розин,  Павел Безручко

Коварное доверие

Петров Сергей

Вы никак не поймете своего босса. То он сама любезность и приветливость, а то вдруг оскорбляет вас перед всем коллективом. Как вести себя с менеджером, в которого словно вселились Джекил и Хайд? Следует ли вам поговорить с ним, рискуя нарваться на грубость и хамство? Или лучше обратиться к коллегам, чтобы они помогли разобраться в ситуации?

Что говорят эксперты

«Хуже всего то, что вы никогда заранее не знаете, на кого вы наткнетесь на этот раз, — на Джекила или на Хайда, — говорит Нэнси Ротбард, профессор менеджмента Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете. — Отнесется ли он к вам по-дружески или же будет вне себя от ярости. Кроме того, когда вам приходится иметь дело с неуравновешенным человеком, выполнять работу становится гораздо сложнее». Попав под горячую руку босса, «вы так или иначе неизбежно начинаете себя за это винить», объясняет Натанаэль Фаст, доцент кафедры менеджмента Школы бизнеса Маршалла Университета Южной Калифорнии. А дело, скорее всего, даже не в вас.

Тем не менее, вам нужно научиться взаимодействовать с «трудным» менеджером. Вот несколько советов, которые помогут.

Не принимайте его слова близко к сердцу

Когда начальник, известный своей вспыльчивостью, начинает на вас кричать, самое конструктивное, что вы можете сделать, — не принимать его реакцию на свой счет. «Эти перепады настроения, как правило, связаны с более серьезным вопросом, — говорит Ротбард. — Его раздражение вызвали вовсе не вы, просто ваши слова затронули более глубокую проблему, которая его тревожит». И здесь крайне важно (хотя порой и особенно сложно) разобраться, что же все-таки стало причиной подобного поведения босса. «Можно просто махнуть рукой и сказать, что ваш начальник — тиран, но кому от этого станет легче? — говорит Фаст. — Попробуйте отвлечься от его крика и понять суть ситуации. Если что-то можно изменить, подумайте, что вы можете сделать». Другими словами, обратите внимание на то, что он говорит, а не на то, как он это делает.

Ищите причины и закономерности

«Чем больше вы знаете о том, чем вызваны изменения в настроении вашего босса, тем лучше», — говорит Фаст. Возможно, дело всего лишь в низком содержании сахара в крови. Утром начальник появляется в офисе мрачным, словно туча? А после обеда становится веселым и жизнерадостным? Или, быть может, вспышки гнева связаны с сильным стрессом. «Например, раз в месяц он участвует в чрезвычайно напряженном заседании совета директоров, и это полностью меняет его поведение», — продолжает Фаст. Впрочем, переменчивое настроение может быть также связано и с его личными качествами, может быть результатом того, что Фаст называет «защитой своего самолюбия». Такие люди излишне чувствительны к любым угрозам — как настоящим, так и воображаемым. «Именно в тот момент, когда открытый по характеру человек ощущает внешнюю или внутреннюю угрозу, он превращается в мистера Хайда», — рассказывает Ротбард. Поиск подсказок и закономерностей, указывающих на настоящую причину перепадов настроения вашего босса, поможет вам выработать эффективную стратегию общения с ним.

Выберите правильное время

Выяснив основные причины вспышек гнева начальника, вы сможете продумать подробный план взаимодействия с ним. «Вы должны быть хорошо осведомлены о текущей обстановке и настроении босса», — говорит Ротбард. В некоторых случаях лучше просто подождать, пока он выпьет свой утренний кофе. Возможно, не стоит с порога кидаться к нему с вопросами о каком-то проекте (конечно, если не поджимают сроки), едва он вернулся с напряженной встречи с клиентом. Самое лучшее в этой ситуации — помочь ему снять стресс. «Если вам удастся донести до своего начальника мысль, что вы на его стороне, это позволит ему почувствовать вашу поддержку и станет мощным сигналом того, что вы всегда готовы прийти на помощь», — объясняет Фаст. Подобное отношение способно поднять настроение даже самому непредсказуемому боссу.

Сохраняйте спокойствие

Предположим, что ваш начальник разбушевался, а вы понятия не имеете, чем вызвана столь бурная реакция. «Было бы крайне неразумно отвечать ему той же монетой», — советует Ротбард. Это лишь приведет к эскалации конфликта, что, скорее всего, еще больше воспалит его гнев. Постарайтесь также воздержаться от высказанных сгоряча реплик, о которых вы позже наверняка будет жалеть. «Если вы почувствовали, что молчать больше нет сил и вы вот-вот сорветесь, найдите предлог, чтобы покинуть помещение», — замечает Фаст. Прогуляйтесь вокруг здания или найдите спокойное место, где бы вы могли прийти в себя и совладать со своими эмоциями. Позже обсудите этот инцидент в личной беседе с начальником. «Попытка вступить с боссом в публичную перепалку на глазах у всего коллектива может закончиться тем, что он совершенно потеряет над собой контроль, особенно если он человек, склонный к бурным реакциям», — убежден Ротбард. Лучше сделать это с глазу на глаз, после того как он немного остынет.

Стратегический подход к благодарности

Если вам кажется, что вспышки гнева вашего босса это особенность его характера, хорошо просчитанное и вовремя сказанное «спасибо» поможет существенно нейтрализовать негатив и снять ощущение обиды. «Если вы видите, что начальник вот-вот сорвется, отправьте ему письмо с благодарностью за помощь в том или ином вопросе, — советует Фаст. — Тем самым вы успокоите его самолюбие, снизите ощущение угрозы и дадите ему почувствовать, что вы цените его работу». Ротбард соглашается с этой мыслью и добавляет, что столь же успешно можно применять и «стратегические извинения». Попросив у босса прощения за то, что вы побеспокоили его в трудный момент или допустили ошибку (даже незначительную), вы сможете разрядить обстановку, считает Ротбард, подобные действия демонстрируют, что вы понимаете то давление, которое он испытывает.

Определите, когда имеет смысл обращаться за помощью, а когда единственный выход — искать новую работ

Ваш начальник может до конца не осознавать, как его перепады настроения отражаются на работе команды, и, вполне вероятно, он будет даже благодарен за помощь в развитии своих управленческих навыков. «Некоторые люди, страдающие от своей несдержанности, действительно хотят измениться», — говорит Ротбард. Однако подчиненному чрезвычайно непросто затеять этот разговор. Возможно, лучшее решение — затронуть проблему во время аттестации или сообщить о ней в отдел кадров. «В результате чаще всего человек получает помощь в виде сеансов коучинга по “управлению гневом”», — говорит Ротбард. Впрочем, это не значит, что вы обязаны терпеть к себе хамское обращение. «Если подобное поведение не прекращается и негативно сказывается на вашем здоровье или производительности, это серьезный сигнал о том, что с этим необходимо бороться», —убежден Фаст. Привлеките к решению проблемы отдел кадров или найдите другую работу, где к людям относятся более дружелюбно.

Принципы, которые нужно запомнить

Что делать:

  • Обратите внимание на закономерности. Если вы поймете причины эмоциональной неустойчивости своего руководителя, вы сможете выработать эффективную стратегию взаимодействия с ним.
  • Будьте в курсе ситуации. Прежде чем обратиться к боссу с просьбой, постарайтесь понять его настроение.
  • Разрядите обстановку, вовремя выразив свою благодарность.

Чего нельзя делать:

  • Принимать негатив на свой счет. Скорее всего, причина гнева вашего начальника не имеет к вам никакого отношения.
  • Отвечать взаимностью. Это лишь подольет масла в огонь.
  • Молча терпеть. Если гневные нападки менеджера начинают влиять на вашу работу, сообщите о проблеме в отдел кадров.

Пример №1: прислушайтесь к словам начальника, а не к его тону

Мэрилин Пэйдж устроилась на работу в небольшое рекламное агентство. Временами ее новый босс вел себя настолько непредсказуемо, что она стала подозревать его в алкоголизме или биполярном расстройстве. «Его тон ни с того ни с сего вдруг становился враждебным, он начинал говорить с сотрудниками свысока, словно имел дело с несмышлеными детьми, — вспоминает она. — Порой я едва сдерживалась, чтобы не уйти, хлопнув дверью».

Однако она решила отвлечься от его тона и внимательнее прислушаться к тому, что он говорит. «Я поняла, что в его просьбах и замечаниях нет ничего странного, — объясняет она. — На самом деле все, что он говорил, было весьма разумным. Да, делал он это не в самой любезной форме, но его можно было понять — ему нужны были конкретные результаты, которых от него в свою очередь требовали клиенты».

Однажды она тайно записала несколько таких разговоров, чтобы продемонстрировать своему другу, какой невыносимый грубиян ее начальник. «Но, слушая запись, я была больше возмущена своим поведением, — говорит она. — Я защищалась и оправдывалась, пытаясь любой ценой уйти от ответственности». Это позволило ей другими глазами взглянуть на свою собственную реакцию. Она поняла, как ее ответы накаляли ситуацию и вызывали вспышки гнева со стороны босса.

Мэрилин говорит, что со временем она научилась мириться с переменчивым настроением руководителя. Она просто ставит себя на его место и не принимает слова руководителя близко к сердцу. «Сейчас мы с ним прекрасно ладим, — утверждает она. — Иногда бывает, что он все-таки срывается — как правило, после трудной встречи с клиентом. Но сейчас я стараюсь понять, в чем дело, и спрашиваю себя, чем могу помочь».

Пример №2: Найдите тихое место, чтобы прийти в себя

Марисса Перес навсегда запомнила начальника одной технологической фирмы в Кремниевой долине, где она занималась консультированием по кадровым вопросам. Казалось, он был просто не в состоянии контролировать свои эмоции. В какой-то момент он мог быть приветлив и любезен, а уже через минуту становился высокомерным и грубым. «Приходя утром на работу, мы никогда не знали, в каком расположении духа мы его застанем», — вспоминает она.

Стратегия борьбы с перепадами настроения босса, которую выработала Марисса, заключалась в том, что она просто самоустранялась, чтобы самой не сорваться и не подлить масла в огонь. «В таких случаях я всегда выбирала тихое место, где я могу прийти в себя», — говорит она. Иногда она совершала короткую прогулку на свежем воздухе, чтобы привести мысли в порядок или на несколько минут заходила в душ с приложением для медитации. Эти способы помогали ей сохранять спокойствие.

Марисса, в настоящий момент возглавляющая рекрутинговое и консалтинговое агентство Silicon Beach Talent, поняла ценность вовремя принесенных извинений. Если гнев вашего босса отчасти вызван качеством вашей работы, то, даже если его подход к ситуации нельзя назвать правильным, нужно признать свою ошибку, считает она: По мнению Мариссы, извинения и признания своей вины помогают разрядить обстановку.

Об авторе. Кэролин О'Хара — писатель, ранее вела рубрику о бизнесе в журнале The Week и была экономическим репортером и продюсером в PBS NewsHour, писала для журналов Foreign Policy и The New Republic.