читайте также
Мы наняли нового топ-менеджера. Вскоре он столкнулся с проблемами, которыми он поделился со мной — по его словам, ему очень нравилось здесь работать, и критиковал он подчиненных ради благополучия всей компании. Отчитывался он непосредственно мне, и поначалу я с уважением относился к его позиции.
Сперва речь шла о мелочах — о том, что кто-то перерасходовал бюджет, отведенный на конкретный проект. Потом он сообщил о паре сотрудников, вечно опаздывающих на работу. Далее спросил, в самом ли деле нам требуется на такой-то должности человек с высоким окладом и не лучше ли поручить эту работу кому-нибудь пониже рангом и сэкономить деньги.
Со временем он стал предупреждать меня о том, как злоупотребляют моей добротой. Мол, люди хорошего отношения не ценят. Жестче надо быть.
Тут уж я забеспокоился, меня стали одолевать подозрения, и коллеги явно тоже напряглись. Та живая творческая атмосфера, которая на протяжении многих лет отличала нашу компанию — даже в трудные времена — вдруг нарушилась.
И наконец, одна сотрудница пришла ко мне и сказала, что новый начальник непрерывно обращается к ней с жалобами, причем необоснованно. Я стал разбираться и выяснил, что подобным образом он общался почти со всеми, превращая каждого в доверенное лицо, в разговоре с которым поливал грязью всех прочих.
Я был изумлен и рассержен. Моя главная обязанность в компании — вдохновлять других. И я допустил, что я подвергся чужому деструктивному влиянию, и бессознательно передавал его другим.
Читайте материал по теме: Признаки того, что вам недостает эмоционального интеллекта
Лидер на то и лидер, что его настроение передается подчиненным. Этот менеджер заразил меня своим негативом, и уже от меня он передался остальным членам коллектива, потому что я — глава компании.
Эмоции заразительны. Негативные эмоции распространялись, пожирая энергию нашей команды и всей организации.
Подхваченные мною негативные эмоции помешали мне трезво оценивать факты. Наша компания переживала лучший год в своей истории, все работали усердно и эффективно. Новый менеджер совершенно напрасно так беспокоился.
Велико ли влияние эмоций на рабочем месте? Загляните в сборочные цеха какой-нибудь простой и ничем не примечательной компании, и вы почувствуете господствующий там дух — мрачную атмосферу злобы, раздражительности и тревоги.
Зайдите в Apple Store, и вы ощутите нечто противоположное — бодрость, восторг, которые передадутся вам, поднимут настроение и вызовут желание что-нибудь купить.
Я решил уволить этого сотрудника, потому что он утратил доверие компании и вряд ли был способен измениться. В тот день, когда я принял это решение, тучи рассеялись и вновь выглянуло солнце.
Читайте материал по теме: Эмоциональный интеллект: учимся общаться с невыносимыми людьми
Какие же уроки я извлек из этого опыта?
- Эмоции, которые приносит с собой в компанию новичок, столь же важны, как и его навыки, особенно если речь идет о лидере команды, отдела или департамента.
- Поскольку эмоции невозможно оставить за порогом, когда мы приходим на работу — хоть этого от нас и ожидают, нужно отдавать себе отчет, что мы чувствуем в данный конкретный момент. Чего не замечаешь в себе, того и не исправишь.
- Негативные эмоции распространяются быстро, и они крайне токсичны. Проблема этого топ-менеджера заключалась не в его склонности все критиковать, а в сосредоточенности только на дурном: он не видел общую картину, в том числе не понимал и собственную негативную роль.
- Искренность важна, поскольку невозможно долго имитировать позитив. Можно надеть маску, сказать, будто вы чувствуете что-то, хотя на самом деле в вас происходит нечто иное, но правда все равно прорвется в выражении лица, интонациях, позе. Нужно следить за самим настроением и его контролировать.
- Чтобы сбалансировать реализм и оптимизм, нужно принять парадокс реалистического оптимизма. Практически это означает сохранять веру и в любой ситуации рассказывать самую обнадеживающую и вдохновляющую историю, какую только возможно, но быть также готовым принять неприятные факты и бороться с ними лицом к лицу.
Читайте по теме: