Негативные эмоции могут заразить всю команду | Большие Идеи

? Эмоциональный интеллект
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Негативные эмоции могут заразить
всю команду

Поскольку эмоции невозможно оставить за порогом, когда мы приходим на работу — хоть этого от нас и ожидают, нужно отдавать себе отчет, что мы чувствуем в данный конкретный момент.

Автор: Тони Шварц

Негативные эмоции могут заразить всю команду

читайте также

Какое наследие Карли Фиорина оставила Hewlett Packard

Бенам Табризи

Как сообщать неприятные новости

Лесли Джон,  Хайди Лью,  Хейли Бланден

Книги

Никольская Вера подготовила

Путь к осознанным инновациям

Кертис Карлсон

Мы наняли нового топ-менеджера. Вскоре он столкнулся с проблемами, которыми он поделился со мной — по его словам, ему очень нравилось здесь работать, и критиковал он подчиненных ради благополучия всей компании. Отчитывался он непосредственно мне, и поначалу я с уважением относился к его позиции.

Сперва речь шла о мелочах — о том, что кто-то перерасходовал бюджет, отведенный на конкретный проект. Потом он сообщил о паре сотрудников, вечно опаздывающих на работу. Далее спросил, в самом ли деле нам требуется на такой-то должности человек с высоким окладом и не лучше ли поручить эту работу кому-нибудь пониже рангом и сэкономить деньги.

Со временем он стал предупреждать меня о том, как злоупотребляют моей добротой. Мол, люди хорошего отношения не ценят. Жестче надо быть.

Тут уж я забеспокоился, меня стали одолевать подозрения, и коллеги явно тоже напряглись. Та живая творческая атмосфера, которая на протяжении многих лет отличала нашу компанию — даже в трудные времена — вдруг нарушилась.

И наконец, одна сотрудница пришла ко мне и сказала, что новый начальник непрерывно обращается к ней с жалобами, причем необоснованно. Я стал разбираться и выяснил, что подобным образом он общался почти со всеми, превращая каждого в доверенное лицо, в разговоре с которым поливал грязью всех прочих.

Я был изумлен и рассержен. Моя главная обязанность в компании — вдохновлять других. И я допустил, что я подвергся чужому деструктивному влиянию, и бессознательно передавал его другим.

Читайте материал по теме: Признаки того, что вам недостает эмоционального интеллекта

Лидер на то и лидер, что его настроение передается подчиненным. Этот менеджер заразил меня своим негативом, и уже от меня он передался остальным членам коллектива, потому что я — глава компании.

Эмоции заразительны. Негативные эмоции распространялись, пожирая энергию нашей команды и всей организации.

Подхваченные мною негативные эмоции помешали мне трезво оценивать факты. Наша компания переживала лучший год в своей истории, все работали усердно и эффективно. Новый менеджер совершенно напрасно так беспокоился.

Велико ли влияние эмоций на рабочем месте? Загляните в сборочные цеха какой-нибудь простой и ничем не примечательной компании, и вы почувствуете господствующий там дух — мрачную атмосферу злобы, раздражительности и тревоги.

Зайдите в Apple Store, и вы ощутите нечто противоположное — бодрость, восторг, которые передадутся вам, поднимут настроение и вызовут желание что-нибудь купить.

Я решил уволить этого сотрудника, потому что он утратил доверие компании и вряд ли был способен измениться. В тот день, когда я принял это решение, тучи рассеялись и вновь выглянуло солнце.

Читайте материал по теме: Эмоциональный интеллект: учимся общаться с невыносимыми людьми

Какие же уроки я извлек из этого опыта?

  1. Эмоции, которые приносит с собой в компанию новичок, столь же важны, как и его навыки, особенно если речь идет о лидере команды, отдела или департамента.
  2. Поскольку эмоции невозможно оставить за порогом, когда мы приходим на работу — хоть этого от нас и ожидают, нужно отдавать себе отчет, что мы чувствуем в данный конкретный момент. Чего не замечаешь в себе, того и не исправишь.
  3. Негативные эмоции распространяются быстро, и они крайне токсичны. Проблема этого топ-менеджера заключалась не в его склонности все критиковать, а в сосредоточенности только на дурном: он не видел общую картину, в том числе не понимал и собственную негативную роль.
  4. Искренность важна, поскольку невозможно долго имитировать позитив. Можно надеть маску, сказать, будто вы чувствуете что-то, хотя на самом деле в вас происходит нечто иное, но правда все равно прорвется в выражении лица, интонациях, позе. Нужно следить за самим настроением и его контролировать.
  5. Чтобы сбалансировать реализм и оптимизм, нужно принять парадокс реалистического оптимизма. Практически это означает сохранять веру и в любой ситуации рассказывать самую обнадеживающую и вдохновляющую историю, какую только возможно, но быть также готовым принять неприятные факты и бороться с ними лицом к лицу.

Читайте по теме: