Монах и создатель системы менеджмента: принципы управления Кадзуо Инамори | Большие Идеи

? Дело жизни

Монах и создатель системы менеджмента: принципы управления
Кадзуо Инамори

Кадзуо Инамори прожил долгую жизнь, за которую создал две крупные и успешные корпорации — высокотехнологичного производителя Kyocera и оператора связи KDDI, а также возродил после банкротства авиакомпанию Japan Airlines. Он написал 55 книг и обучил своей философии десятки тысяч предпринимателей. Все это он сделал, следуя принципу «Уважай божественное и люби людей».

Автор: Наталия Владимирова

Монах и создатель системы менеджмента: принципы управления Кадзуо Инамори
Кадзуо Инамори / Фото: CNN

читайте также

Взять справку из Facebook

Елена Горелова / «Ведомости»

Химия команды

Викберг Джонсон Сюзанна,  Кристфорт Ким

Распорядок дня гения

Сара Грин Кармайкл

Что поможет компании стать по-настоящему инновационной

Рита Гюнтер Макграт

В 1959 году, когда Инамори было 27 лет, он серьезно разочаровался в компании Shofu Industries, где на протяжении четырех лет работал инженером-исследователем сразу после окончания университета. В тот момент он понял, что не сможет достичь желаемых целей; кроме того, у молодого специалиста случился конфликт с новым начальником исследовательского отдела. И не только у него — еще семеро сотрудников решили уйти из Shofu Industries вместе с Инамори, чтобы открыть собственную компанию. Она получила название Kyoto Ceramics, а позже стала известна как Kyocera.

«Моя философия проста — сделать всех сотрудников счастливыми, — однажды заявил в интервью BBC Инамори. — Это было моим золотым правилом с тех пор, как я основал Kyocera. Я не стремился осчастливить акционеров, а хотел создать компанию, где каждый сотрудник будет гордиться тем, что работает в ней. Многие скептически относились к тому, что такая простая философия сработает, но в конце концов она сработала».

У Инамори и его коллег не было ни инвестиций, ни опыта создания бизнеса, ни доступа к технологиям и даже помещения. Единственное, что у них было, — уважение и доверие друг к другу, а также желание создать успешную компанию. Им это удалось: за пять лет восемь сотрудников превратились в сотню, затем в двести, триста. К 2025 году число сотрудников группы достигло 77 136 человек по всему миру, а годовая выручка компании — порядка $13,52 млрд.

В начале своего пути компания производила керамические изоляторы и транзисторные разъемы для электроники, позже Kyocera запустила производство режущих инструментов, копировальной и фототехники.

Когда число сотрудников выросло до нескольких сотен, управлять ими стало сложно. Инамори засомневался в эффективности традиционной модели управления и решил создать собственную, основываясь на личном опыте.

Собственная система управления

В 1963 году при открытии завода в провинции Сига Кадзуо Инамори представил новый управленческий метод — «Систему управления амебами», который позже стал известен по всему миру.

Идея заключалась в том, чтобы разделить растущую компанию на небольшие подразделения, или «амебы» по 5—50 человек. Каждое подразделение обладало автономностью и являлось источником прибыли, измеряемой по формуле:

«Почасовая прибыль = (продажи – расходы) ? рабочее время».

Сотрудники каждой амебы должны были изучить эту формулу и подумать о том, что они могут сделать для достижения целей подразделения. Из-за небольшого размера амеб любые индивидуальные усилия становились заметными, что повышало общую эффективность и мотивацию группы. Замысел Инамори сработал — с помощью новой системы управления он перестал замыкать все процессы на себе и получил эффективную систему обучения молодых сотрудников, которые могли проявлять инициативу и постепенно становиться руководителями.

Концепция амеб подразумевает, что их цели, задачи и роли могут периодически меняться. Впрочем, у этой системы есть и недостатки — амебы часто мыслят «по-колодезному», а общие интересы компании могут отступать на второй план. На расчеты «почасовой прибыли» уходит время, и ошибки в подсчетах затрудняют точную оценку прибыльности и сравнение с другими подразделениями.

В каждой амебе есть официальный лидер, который, по сути, управляет своей мини-компанией и чувствует за нее ответственность. При этом остальные члены амебы также активно участвуют в управлении и постановке целей. Каждый сотрудник делает все возможное для их достижения.

«Амебы» ставят ежемесячные цели, составляют планы их достижения и публикуют результаты в прозрачной форме, чтобы каждый мог легко понять, насколько продуктивно каждое подразделение.

Инамори считал, что амебы постоянно повышают свою конкурентоспособность, непрерывно изучая, как именно они могут добавить ценность своей части бизнеса.

В 1984 году Инамори основал телекоммуникационную компанию DDI Corp, а спустя 16 лет сыграл ключевую роль в ее слиянии с KDD Corp и IDO Corp, когда он образовал гиганта KDDI. В основе управления KDDI лежала все та же философия, что и в Kyocera. Сегодня KDDI Corporation — один из крупнейших операторов связи в Японии, входит в список Global Fortune 500.

С глубоким уважением к божественному

Кадзуо Инамори был дзэн-буддистом, и его философия основывалась на духовных убеждениях и приверженности этическим практикам. Он считал, что все действия, в том числе и в бизнесе, должны совершаться с глубоким уважением к божественному и любовью к человечеству. Он подчеркивал важность гармонии, ответственности за свое благополучие и благополучие других.

Философия Kyocera также была сформулирована в одной фразе: «Поступай так, как полагается человеку». Делай то, что правильно с точки зрения человечества, а не то, что выгодно лично тебе.

В конце 1990-х Кадзуо Инамори отошел от управления своей империей, став почетным председателем Kyocera, взял имя Дайва и стал священником-мирянином при дзэн-буддийском храме Энпукудзи в Киото. В этот период у 65-летнего предпринимателя обнаружили рак желудка, однако после операции он прошел церемонию рукоположения и продолжил монашеские практики. В 2005 году он полностью оставил управление компанией, но остался моральным авторитетом, наставником и филантропом.

В 2010 году, в 77-летнем возрасте, правительство Японии попросило его спасти национальную авиакомпанию Japan Airlines (JAL). Инамори несколько раз отказывался, но в конце концов согласился возглавить компанию на волонтерской основе.

Под руководством Инамори авиакомпания сократила около трети сотрудников и убыточные маршруты, избавилась от бюрократии и вновь вышла на фондовую биржу. В 2012 году Инамори завершил миссию и ушел на пенсию.

«Чистый ум, способный думать о других, необходим. Однако только этих качеств недостаточно: предприятие потерпит поражение и будет вытеснено с рынка конкурентами. Именно потому, что мы живем в такой хаотичной реальности, нельзя позволять обстоятельствам сбить нас с пути. Нам нужен сильный дух, чтобы снова подниматься, что бы ни происходило вокруг», — говорил Инамори о возрождении JAL в 2012 году.

12 принципов Инамори

Чтобы передавать знания и культуру в своих компаниях, Инамори общался не только с топ-менеджментом, но и проводил обучение сотрудников, рассказывая им о своей философии. Когда предприниматель встречал сопротивление, он использовал неформальный подход. Например, покупал пиво тем, кто работал до позднего вечера или посещал его занятия. После одной-двух кружек пива люди «раскрывались» и честно делились с ним мнением.

Инамори активно передавал свои знания другим на протяжении всей жизни. В 1983 году он основал частную бизнес-школу Seiwajyuku, которая была представлена в 56 городах Японии и 48 локациях за границей, включая Кремниевую долину в США. За 36 лет (школа была закрыта в 2019 году) философии Инамори обучились около 15 000 предпринимателей.

Также он учредил Inamori Foundation и уникальную международную премию — Kyoto Prize — японский аналог Нобелевской премии, отмечающей значительный вклад в научное, культурное и духовное развитие человечества.

За свою карьеру Инамори написал 55 книг, которые к 2023 году были выпущены тиражом более 25 млн экземпляров. Его первая книга, Elevate Your Mind and Expand Your Business, вышла в 1989 году. Последняя книга, его магнум опус, была опубликована через две недели после его смерти, в сентябре 2022 года.

В ней Кадзуо Инамори кристаллизовал свой обширный опыт в 12 управленческих принципах:

  1. Четко формулируйте цель и миссию вашего бизнеса.

  2. Ставьте конкретные цели.

  3. Сохраняйте страстное желание в своем сердце.

  4. Стремитесь к большему, чем другие.

  5. Максимизируйте доходы и минимизируйте расходы.

  6. Ценообразование — это управление.

  7. Успех определяется силой воли.

  8. Сохраняйте боевой дух.

  9. Встречайте каждый вызов с мужеством.

  10. Всегда проявляйте творческий подход в работе.

  11. Будьте добрыми и искренними.

  12. Всегда оставайтесь веселыми и позитивными. Храните великие мечты и надежды в своем чистом сердце.

Кадзуо Инамори сочетал в себе конкурентоспособность, жесткость и прагматичный расчет с альтруизмом и идеалистическим взглядом на мир, что позволило ему построить многомиллиардный бизнес и создать уникальную, универсальную и устойчивую систему управления. Предприниматель скончался 24 августа 2022 года в возрасте 90 лет.