Павел Лунгин: «Если человек кажется себе уродом, кино может показать ему, что таких, как он, много» | Большие Идеи

? Дело жизни

Павел Лунгин: «Если человек кажется себе уродом, кино может показать ему, что таких, как
он, много»

Интервью со сценаристом и режиссером Павлом Лунгиным

Автор: Анна Натитник

Павел Лунгин: «Если человек кажется себе уродом, кино может показать ему, что таких, как он, много»

читайте также

Почему врачам не стоит отказываться от Apple Watch

Анупам Б. Джена,  Кристофер Уоршэм

Четыре урока цифровой трансформации от Levi’s

Хармит Сингх

Насаждаем ценности. Насильно!

Владимир Рувинский

Как доказать начальнику, что вы достойны продвижения

Анна Раньери

Свой первый фильм «Такси-блюз» сценарист и режиссер Павел Лунгин снял в 40 лет — и получил приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссерскую работу. С тех пор он создал еще десяток фильмов, несколько сериалов и стал лауреатом ряда престижных премий. Убежденный в том, что нет ничего ужаснее скучного кино, Лунгин стремится к тому, чтобы его картины волновали зрителей. Его новый фильм «Пиковая дама» — современная интерпретация оперы Чайковского и повести Пушкина — выходит в прокат этой осенью. «HBR — Россия» поговорил с Лунгиным о современном состоянии кино, пользе от сериалов и отличиях между Западом и Россией.

Как за последнее время изменился мировой кинематограф?

По-моему, мы наблюдаем кризис мирового кино: сейчас абсолютно не понятно, про что и как снимать. Это широкомасштабное явление: кино перестало быть искусством. В сознании людей оно ассоциируется с бизнесом, промышленным производством, способом времяпрепровождения. Можно пойти в супермаркет, купить пачку сосисок, съесть и забыть про них. Точно так же можно пойти в «супермаркет» кино и купить там два часа времяпрепровождения — желательно веселого или пугающего — не думать о том, кто сделал фильм и зачем. Сегодня кино уже не анализирует жизнь — и это большая проблема. Анализ жизни перешел в сериалы, а кино, сделав огромную петлю, вернулось к истокам. Когда в XIX веке зрители увидели один из первых игровых фильмов — «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер, они повскакивали с мест и испугались. Сейчас, когда показывают, скажем, падение метеорита, все опять вскакивают с мест и пугаются. В последнее время в культуре проходят сильные мутации, вызванные появлением новых технологий. И кино из-за них многое потеряло — в том числе уважение. Благодаря интернету любой может оценивать фильм, брать из него какие угодно кусочки. Теперь не надо ходить в зал — а ведь это очень важный элемент кино: ты входишь в зал, гаснет свет, все смотрят на экран — образуется некоторая общность. Сейчас фильм можно смотреть ночью на маленьком экране компьютера, в плохом качестве и потом, посмотрев половину, сказать: «Дерьмо!» — и забыть.

А что вы скажете про фестивальное кино?

Оно ушло в некую резервацию, на свою территорию, где действуют свои законы и куда чужие не ходят. Люди там снимают кино, сами его смотрят, сами ездят на какие-то фестивали — то есть это стало внутренним делом. Я помню время, когда фестивали были необыкновенно важны и названия фильмов-победителей были у всех на устах. А сейчас вы помните, кто победил в Берлине, в Венеции, даже в Каннах? Раньше режиссеры были властителями дум, они заставляли зрителей размышлять. Вспомните Антониони, Бергмана, Висконти, Феллини — они формировали общественное мнение, взгляды людей. Сейчас, мне кажется, этот феномен угас. Наверное, последний режиссер, делавший фильмы, которые волновали, будоражили зрителей, — Ларс фон Триер.

В России с кино, очевидно, происходит то же самое.

В России все всегда умножено на сто. Тут, как под увеличительным стеклом, видны все проблемы, которые можно наблюдать в мире. Если вы хотите понять, что происходит в мире, посмотрите на то, что творится в России, — в том числе в кино.

Чем вас заинтересовала «Пиковая дама»? Почему вы сняли фильм по этому произведению?

Тема показалась мне современной. Во-первых, я очень люблю эту оперу, в ней совершенно потрясающая психоделическая музыка, а во-вторых, мне представляется, что желание немедленно, прямо сейчас выиграть у жизни в карты характерно для нынешних молодых людей.

Вы говорите, что сегодняшнее кино не заставляет думать. А может, людям это и не нужно: они и сами не хотят думать?

Так оно и есть! Это змея, кусающая себя за хвост. Такая ситуация губит кино, потому что оно всегда отвечает ожиданиям зрителей.

А вы, снимая фильмы, ориентируетесь на зрителя или все-таки на свои преставления о том, каким должно быть кино?

Кино — это всегда компромисс. Для меня нет ничего ужаснее скучного фильма. У меня были фильмы лучше, были хуже, но никогда не было скучных. Наверное, то, чем я занимаюсь, называется арт-мейнстрим. Я пытаюсь говорить от себя и так, как я хочу, а не так, как надо. При этом для меня важно, чтобы мои фильмы волновали зрителя, я пытаюсь находить форму и темы, которые касались бы людей. Не знаю, удается ли это мне.

Каковы для вас критерии хорошего кино?

Я люблю живые фильмы, которые обретают самостоятельность, живут собственной жизнью вне зависимости от автора, развиваются неожиданно, по своим законам. Которые предлагают какую-то концепцию, мысль, идею. Ну и, конечно, для меня хороший фильм — тот, который подбирается к тайнам человеческого существования, к сокровенности человеческой жизни, потому что человек — самая большая загадка мироздания. Мне кажется, к гуманистической теме нужно возвращаться снова и снова, особенно в нашем все более механистичном мире.

Может ли искусство, в частности кино, повлиять на человека, изменить его?

Изменить — вряд ли. Но помочь что-то прояснить, осознать себя, не чувствовать себя одиноким, потерянным в этом мире — бесспорно, может. Если человек кажется себе уродом, никому не нужным, забытым, непохожим на других, странным, кино может показать ему, что таких людей, как он, много. В этом вообще, по-моему, главная функция кино. И еще оно может менять общество.

Каким образом?

Влияя на настроения в обществе. В 1960—1970-е годы, например, снимали много фильмов о расизме — так, что люди понимали: стыдно быть расистом. Потом была огромная волна фильмов про коррупцию и жестокость полицейских. Она тоже произвела какие-то сдвиги в обществе. Затем — серия фильмов про СПИД, показывавших, что люди должны протягивать руку больным СПИДом. Была большая серия про эмансипацию женщин… То есть, с одной стороны, кино выражало какие-то движения общества, а с другой — учило его, что стыдно быть, грубо говоря, плохим.

Поднимает ли кинематограф такие темы сегодня?

Я не чувствую этого. Кино сегодня, как я уже сказал, — все-таки развлечение. Но всегда есть старые фильмы, которые говорят о чем-то важном.

Вы упомянули, что сейчас идет сдвиг в сторону сериалов. Почему это происходит?

Сериал сохранил в себе романную форму. Он позволяет подробно все анализировать, исследовать психологию — хотя бы потому, что он длинный, как роман. В нем можно показывать эволюцию персонажей, процесс принятия решений, последствия этих решений. В темпе современного фильма это практически невозможно. Сериал может реагировать на проблемы, на жизненные ситуации, рассказывать о том, что делать, если тебя предали, если тебя выгнали с работы, если твой сын гей. Это простые темы, но они — плоть, суть человеческой жизни, и они находят выражение в сериалах.

Вы сняли сериал «Родина» по американо-израильскому образцу. В чем вы видите смысл адаптации иностранных фильмов?

Тема «Родины» показалась мне очень актуальной — это тема многозначности патриотизма. Что такое «быть патриотом»? Можно ли любить родину и при этом желать что-то в ней изменить, исправить, взорвать? Этот фильм говорит о важных вещах: о безумии и нормальности, о раздвоенности личности и, главное, о том, с чем, с каким чувством человек выходит из войны. Мне кажется, к этому блоку вопросов в наших сериалах даже не прикасались, поэтому я это сделал.

Вы долго жили во Франции, но никогда там не снимали. Почему?

Я снимал на французские деньги, но всегда в России. Я тогда был молодым режиссером, и мне казалось, что я еще очень мало понимаю про Францию, про французов. Я не считывал их внутренних кодов, не видел каких-то секретных отношений — зато мог посмотреть на любого русского человека и написать о нем новеллу. Во Франции у меня не было этого чувства. Теперь я думаю, может, это было и глупо, может, надо было снять там кино, как мне много раз предлагали. Сейчас, мне кажется, я стал наконец профессионалом и могу снимать где угодно.

В последнее время наши фильмы почти не идут на Западе. Чем наше кино могло бы заинтересовать иностранного зрителя и выйти в западный прокат?

Мне кажется, не надо делать кино для того, чтобы оно шло на Западе. Нужно просто снимать хорошие фильмы. А вообще, действительно, наши культурные понятия, направления сейчас разошлись. Россия уже не очень интересна Западу как источник искусства. Но я верю, что по закону «инь-ян» все меняется и этот период окончится.