Не бойтесь сделать неверную ставку | Большие Идеи

? Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не бойтесь сделать
неверную ставку

Компании, инвестирующие в научно-технические разработки, часто не могут угадать: какая из сверхновых технологий «выстрелит» на рынке. Здравый смысл говорит: главное — не пойти по ложному пути. В реальности, однако, компании, поставившие не на ту карту, а затем резко сменившие курс, нередко оказываются в лучшем положении, чем изначально сделавшие верную ставку.

Автор: Дж. П. Эггерс

Не бойтесь сделать неверную ставку
Jametlene Reskp / Unsplash

читайте также

Любопытный значит умный. Или нет?

Ирина Пешкова

Как спасти проект, когда до провала остался один шаг

Дмитрий Изместьев

Выудить знания из тины информации

Марченд Дональд,  Пеппард Джо

История о неудачливом человеке

Евгений Касперский

Компании, инвестирующие в научно-технические разработки, часто не могут угадать: какая из сверхновых технологий «выстрелит» на рынке. Классический пример — история видеомагнитофонов VHS и Betamax. Здравый смысл говорит: главное — не пойти по ложному пути. В реальности, однако, компании, поставившие не на ту карту, а затем резко сменившие курс, нередко оказываются в лучшем положении, чем изначально сделавшие верную ставку.

Я проанализировал данные по 65 производителям плоских мониторов в период с 1980-х по 2000-е годы. Оказалось, что вначале производители разделились: одни стали разрабатывать и выпускать плазменные мониторы, другие — LCD. Победителем на рынке оказался второй тип, однако несколько компаний, вложившихся в плазму, — ?к примеру IBM, довольно скоро стали лидерами рынка LCD. Как это могло произойти? На мой взгляд, это объясняется тем, что компании пришлось ?в ускоренном темпе осваивать не одну, а две технологии и в результате они за короткий период приобрели в этой области знаний больше, чем их более прозорливые конкуренты.

Мое исследование опирается на данные по 694 продуктам и финансовые отчеты за тридцатилетний период, а также на тысячи промышленных патентов и научных публикаций, интервью с 25 ветеранами отрасли и десятки корпоративных документов, связанных со стратегическим планированием конкретной фирмы. И вот выводы.

Избегайте обязательств. Овладевая выбранной технологией и стремясь выглядеть лидером инноваций, компании нередко сами привязывают себя к какому-то одному решению. Руководители готовы на все, лишь бы оправдать правильность выбранного пути. Чтобы не попасть в ловушку неоправдашихся инвестиций, создавайте совместные предприятия и другие альянсы для софинансирования инноваций.

Не выходите из игры. Стыдиться ошибки — деструктивное чувство, мешающее преодолеть неудачу. Некоторые фирмы, поставившие на плазму, отазались от борьбы, попросту уйдя с рынка плоских мониторов — и про­играли во второй раз.

Поняв, что ошиблись, быстро меняйте курс. Как показывает практика, лучший момент для вхождения в новый рынок — сразу после того, как на нем определилась лидирующая технология.

Используйте накопленные знания. Добытые ранее ноу-хау пригодятся и после того, как курс сменится. Так, потребность в тяжелых стеклянных панелях для плазменных мониторов позволила IBM создать принципиально новые изделия для LCD-моделей, в частности для ноутбука ThinkPad.

Сделать правильный выбор сразу не так уж хорошо. Некоторые пионеры LCD-технологии были ослеплены успехом и потеряли бдительность и проглядели переход на цветные дисплеи. ?А производители, изначально сосредоточенные на плазме, получили фору.