Скотт Адамс | Большие Идеи

? Дело жизни
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Скотт Адамс

Скотт Адамс с 1989 года создал около 9000 комиксов о Дилберте. Его саркастический взгляд на менеджеров, боссов и жизнь офисного планктона во многом определил отношение современных «белых воротничков» к работе. Карьера Адамса сложилась успешно, однако путь к успеху, как он пишет в своей последней книге «How to Fail at Almost Everything and Still Win Big», был тернист.

Автор: МакГинн Дэниэл брал Интервью

Скотт Адамс

читайте также

Всё, что нужно знать об удаленной работе

Капитализм forever

Иван Сорокин

Цифровой вызов

Ануп Шривастава,  Виджей Говиндараджан,  Шиварам Раджгопал

«Главное — чувствовать игрока»

Елена Евграфова

Скотт Адамс с 1989 года создал около 9000 комиксов о Дилберте. Его саркастический взгляд на менеджеров, боссов и жизнь офисного планктона во многом определил отношение современных «белых воротничков» к работе. Карьера Адамса сложилась успешно, однако путь к успеху, как он пишет в своей последней книге «How to Fail at Almost Everything and Still Win Big», был тернист.

HBR:Вы и вправду так цинично относитесь к менеджерам, как показано в «Дилберте»?

Адамс: Я убежден: менеджер — это человек, который топчется на месте и надеется, что в результате счастливого стечения обстоятельств все решат, что он отлично поработал. Помимо «Дилберта», у меня были и другие проекты, и многие из них провалились — но не потому, что идеи, лежавшие в их основе, были хуже тех, что в конце концов выстрелили, и не потому, что я делал что-то не так. Главное — правильно выбранное время и удача. Пламя из искры либо разгорится, либо нет.

Прежде чем стать карикатуристом, вы получили степень MBA. Что вам это дало?

Сначала я рисовал Дилберта в разной обстановке, не только в офисе. Я толком не знал, что понравится людям, поскольку прямого контакта с читателями у меня не было. Но на курсе MBA нам рассказывали, как важен прямой канал обратной связи с потребителями. И тогда, а это было на заре интернета, я начал оставлять свой электронный адрес на полях комиксов. Я получал сотни писем в день, и во всех была общая мысль: людям нравится Дилберт в офисе, и гораздо меньше — в других местах. Так «Дилберт» стал комиксом про офисную жизнь, и это определило его успех.

Почему вы не ушли из компании, после того как «Дилберт» завоевал популярность?

Так мне было значительно удобнее. Я больше не переживал, что меня уволят, — у меня по­явился запасной аэродром. И рисовать комиксы оказалось до смешного легко: я просто фиксировал свои впечатления от офисной работы.

Одна из ваших сотрудниц сказала: «Скотта нужно ограждать от трудных решений, как малыша — от розеток и лестниц». Это так?

Думаю, она чересчур добра ко мне. Менеджер не должен допускать того, чтобы к нему слишком хорошо относились, а мне, наоборот, нравится, когда меня любят, так что я абсолютно неспособен к оперативному руководству.

Что вы скажете о сериале «Офис»?

Я смотрел и британскую, и американскую версии, и обе мне очень понравились. Они кардинально отличаются от «Дилберта». Как и мои комиксы, они рассказывают о некомпетентных боссах и плохих работниках, но этим сходство ограничивается. Оба «Офиса» держатся на характерах и служебных романах. Там почти не показывают ничего, что бы хоть отдаленно напоминало работу. «Дилберт» — скорее, о странностях распределения власти между начальниками и подчиненными, абсурдности управленческой структуры и безумии модных теорий менеджмента.

Вам не кажется, что увлечение модными теориями пошло на спад?

Да. Книги по менеджменту одно время выходили лавинообразным потоком. А потом в 1996 году появился мой «Принцип Дилберта», провозгласивший: «Все эти теории от первого до последнего слова — чушь собачья». И столько людей с этим согласилось, что стало как-то неудобно писать такие книги, особенно не подкрепленные серьезными научными исследованиями. Мне многие рассказывали, как их босс начинал было щеголять модными словечками из теорий менеджмента, а потом осекался: мол, что-то я говорю, как персонаж из «Дилберта»,­ — и снова переходил на человеческий язык.