Мариэтта Чудакова | Большие Идеи

? Дело жизни


Мариэтта Чудакова

Мариэтта Омаровна Чудакова, член Европейской академии, доктор филологических наук, профессор Литературного института, историк литературы советского времени, всегда была горячей сторонницей свободы мысли, слова, действий. В последние годы она пишет и распространяет по библиотекам России книги для детей и подростков — в надежде привить им понимание свободы и любовь к ней.

Автор: Анна Натитник

Мариэтта Чудакова

читайте также

Тихие совещания: зачем проводить встречи без устных обсуждений

Лиана Кремер,  Стивен Рогельберг

«Ищите любую возможность сказать людям “спасибо”»

Дэвид Новак

Как оптимизм влияет на результаты и успех

Екатерина Тимохина

Вы несовершенны — и это хорошо

Кеган Роберт,  Лайхи Лайза,  Миллер ?Мэттью,  Флеминг Энди

Мариэтта Чудакова член Европейской академии, доктор филологических наук, профессор Литературного института, историк литературы советского времени, всегда была горячей сторонницей свободы мысли, слова, действий. В последние годы она пишет и распространяет по библиотекам России книги для детей и подростков — в надежде привить им понимание свободы и любовь к ней.

HBR — Россия:Как вы оцениваете состояние современной отечественной литературы?

Чудакова: Я очень высоко оцениваю состояние современной русской литературы. Появление в Российской конституции 1993 года знаменательной 29-й статьи, части 5-й с потрясающими для тех, чья сознательная жизнь прошла при советской власти, словами «Цензура запрещается» принесло свои плоды. Сегодня у нас немало хороших и 15—20 очень хороших писателей. Так что, как писал когда-то мой любимый писатель Михаил Зощенко, «Все в порядке, дорогой читатель. Литература продолжается». Особенно радует русская поэзия. В последние два десятилетия мы переживаем настоящий ее расцвет.

Почему вы обратились к детской литературе?

Я отрываюсь на время от по-прежнему, как в юные годы, любимой своей профессии из сугубо идейных, как говаривали в советскую старину, соображений. В 2003 году я вдруг поняла, что подросткам предложено для чтения только фэнтези. Я захотела рассказать им о современной реальной стране России. Мало того — мне захотелось привить им важнейшее ощущение, что они в России у себя дома, а не в хате чужого дядьки (скажем, одного из депутатов фракции «Единая Россия») на краю лавки.

Мне хочется верить, что в детском детективе «Дела и ужасы Жени Осинкиной», выходившем тремя книжками, выполнить эту задачу удалось. Каждая книжка вышла тремя тиражами… Потом издательство «Время» выпустило однотомник, включив в него все три книжки. И быстро понадобилось второе его издание… Выходит, кто-то мои книжки покупает и, надеюсь, читает.

Но я, конечно, не считаю себя детской писательницей — просто автором нескольких детских книг. Они были написаны мной только потому, что точно были нужны, а никто другой их писать не собирался.

Так я написала недавно биографический роман «Егор» — «Книжку для смышленых людей от десяти до шестнадцати лет». Это книга о Егоре Гайдаре. Моей целью было восстановление справедливости. Я не могла больше молча терпеть ситуацию, когда ничтожные люди, ничего не сделавшие для своей страны, безнаказанно поливают помоями имя этого выдающегося сына России. Я не ставила себе невыполнимую задачу переубедить этих людей. Я хотела только оградить от их ядовитой лжи детей России. Хотя бы частично мне это удалось.

Какие ценности необходимо прививать детям? Чему их нужно учить, чтобы из них выросли достойные свободные люди?

Ценности эти всем известны, но не все ясно сознают сегодня свой долг перед детьми. Попробовала бы какая-либо семья посадить своих детей в подвал — лишить солнечных лучей; возмущение соседей было бы обеспечено. Или, скажем, мы узнали бы, что некая семья методично лишает своих маленьких детей столь необходимого им кальция — не дает им ни молока, ни кефира, ни творога. Тоже забили бы тревогу, не правда ли? Но последние восемь-десять лет наши подростки каждый день слышат такие слова родителей: «Так ведь от нас ничего не зависит!» Раз так говорят папа и мама, значит, так и есть. Но двенадцатилетнему подростку не меньше, чем солнце и кальций, необходима уверенность в том, что от его личных усилий в его стране многое зависит! Тот, кого в отрочестве лишают этой уверенности, никому не будет впоследствии опорой — ни жене, ни своей стране, ни состарившимся родителям. 

Что касается свободы — дети должны с раннего возраста чувствовать себя свободными в своих действиях. Мне неизменно неприятны эти наши российские выкрики: «Не бегай — упадешь! Не лезь туда — испачкаешься!..» Необходимо объяснять только одно: ты можешь делать все, что не мешает другим.

Как воспитывать в детях патриотизм?

Позволю себе процитировать фрагмент из недавно прочитанного мною интервью кинорежиссера Николая Досталя: «Патриотизм — это довольно интимное чувство. …Мы же не выбегаем на Красную площадь кричать “Я люблю свою маму”, “Я люблю своего отца”. А чего же мы кричим “Я люблю свою родину”? Конечно, а как тебе не любить, если ты тут живешь, ты тут родился? Поэтому к этому чувству надо относиться бережно и к самому слову тоже. А то его используют по всякому поводу, чуть что — “ты не патриот”. А ведь патриотизм — не только гордость за все хорошее, что было в истории государства Российского, но и какая-то горечь за тяжелую жизнь, иногда даже и стыд за трагические страницы, особенно в ХХ веке, попытка осмыслить, что было дурного в нашей истории…» Согласна с каждым словом — что редко, согласитесь, бывает.

Последние слова сегодня особенно актуальны. Авторы многих школьных учебников истории России ХХ века трактуют 1990-е годы в мифическом ключе — видят в них не исторически необходимый и закономерно болезненный выход из семидесятилетнего «советского» периода, а результат приложения злых сил — произвол «лихих» деятелей этой эпохи. Отсюда и ложная трактовка задач патриотического воспитания детей и подростков. Навязывается мнение, что для воспитания патриотизма необходимо впечатать в юное сознание мифологическую картину непрерывного процветания страны в советское время. Затем десятилетнее отклонение от славного пути в «лихие 90-е» — и возвращение к славным достижениям в «нулевые» годы стабильности и благоденствия. Между тем, на мой взгляд (и, как видим, на взгляд талантливого кинорежиссера), путь воспитания патриотизма — это путь знакомства подростков не только со славными, но и со страшными страницами отечественной истории. «Именно от тебя, от достоверного знания своей истории и твоей активной позиции зависит, чтобы это не повторилось!» — вот что должно направлять усилия воспитателей — родителей, учителей, вообще взрослых сограждан.

Знакомство детей и подростков с печальными событиями российской истории должно сопровождаться основательным обсуждением того, как формируется иммунитет общества к самовластию и к его неминуемому следствию — массовому нарушению прав личности и в конечном счете — к террору.

Что вы имеете в виду, говоря «Россия — такая страна, которая на дороге не валяется»?

То и имею в виду, что Россия — потрясающая страна. Страна непредсказуемых возможностей — как в сторону зла (как мы могли позволить Сталину, будто сказочному дракону, таскать по ночам из наших домов и безнаказанно умерщвлять миллионы людей?), так и в сторону добра. Достоевский сказал об этом коротко и сильно: «Широк человек — надо бы сузить». Подразумевал он русского человека.

Сталин сделал все, чтобы мы проиграли войну тому, кому он преступно доверился. А мы ее выиграли — ценой немыслимых жертв и немыслимого народного мужества и терпения. Мой отец был в окопах Сталинграда все месяцы; он рассказывал, как «мессершмит» трижды заходил на бреющем полете на него, рядового пехотинца, и ефрейтора, — и бомбил их… Из одного этого эпизода ясно, сколько там было сосредоточено немецкой боевой техники. Отец пять месяцев не писал домой ни строки — «У меня не было ни минуты сомнений в том, что я живым отсюда не выйду; я хотел, чтобы вы привыкли к мысли, что меня уже нет». Но он вернулся к пятерым детям живым, а плененная армия Паулюса пошла по улицам Москвы, и второй мой старший брат (первый уже воевал) бегал на нее смотреть…

Осенью 1991 года моя страна внутренними силами, без помощи оккупационных армий (в отличие от Германии и Японии), без гражданской войны покончила с самым жестоким и длительным режимом ХХ века и вернула свое имя — Россия — на карту мира.

В 2011 году, когда еще летом невозможно было собрать на митинг по какому бы то ни было поводу больше трехсот человек, страна казалась впавшей в бесконечную спячку, — люди вдруг почувствовали себя оскорбленными, и 70—80 тысяч вышли на Болотную площадь!.. Да, Россия — такая страна, которая на дороге не валяется!

Как вы относитесь к смертной казни?

Я с 19 лет убежденный противник смертной казни. Как человек науки, не раз настойчиво искала аргументы против своего убеждения. Не нашла.

Жизнь в эпоху перемен — это тяжкий крест, страшное испытание или подарок судьбы?

Я счастлива, что дожила до конца советской власти и смогла посильно участвовать в становлении демократии в России — как член Президентского совета Б.Н. Ельцина, член Комиссии по вопросам помилования при Президенте России (Комиссия была разогнана — или распущена, кому как больше нравится, — в конце 2001 года, в чем не все российские сограждане до сих пор отдают себе отчет) и просто как активный гражданин своей страны.

Что вас восхищает в людях? Или, другими словами, какие люди вас восхищают?

Те, что могут сказать о себе словами Бориса Пастернака: «Я не рожден, чтоб три раза смотреть по-разному в глаза».

Как вы изменились с возрастом?

Не было пока еще времени задуматься над этим. Хорошо помню себя с четырех лет. Не уверена, что я сильно менялась.

Чему научила вас жизнь?

Когда-то я поняла, что зрелость наступает, когда человек понимает, что другие люди — другие, не такие, как ты. Некоторые не способны понять это никогда.

Какой период в своей жизни вы назвали бы самым ярким, продуктивным, счастливым?

Я была счастлива в детстве, отрочестве, юности и зрелости. Мне повезло с родителями, братьями и сестрами, мужем, дочерью, друзьями и с моей страной при всех ее несчастьях. Почти в детстве я выбрала любимое дело и, надеюсь, продуктивно занимаюсь им и сейчас.