Евгений Александрович Ямбург | Большие Идеи

? Дело жизни

Евгений
Александрович Ямбург

Сегодня, когда многие современные школы делают ставку на раздельное обучение одаренных, сохранных и проблемных детей, Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Евгений Александрович Ямбург идет по другому пути. Уже 36 лет он возглавляет массовую общеобразовательную школу, работающую по созданной им модели, — разноуровневую, многопрофильную, открытую для детей разных способностей и возможностей.

Автор: Анна Натитник

Евгений Александрович Ямбург

читайте также

«Эффективный менеджмент транснационален — как протокол лечения от ковида»

Николай Геллер

Темная сторона эффективных рынков

Роджер Мартин

Темная сторона визионерства

Даан ван Книппенберг,  Джанин Порк,  Мурат Таракчи,  Нуфер Ясин Атес,  Патрик Гроенен

Как начать цифровую трансформацию

Максим Шапировский

Сегодня, когда многие современные школы делают ставку на раздельное обучение одаренных, сохранных и проблемных детей, Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Евгений Александрович Ямбург идет по другому пути. Уже 36 лет он возглавляет массовую общеобразовательную школу, работающую по созданной им модели, — разноуровневую, многопрофильную, открытую для детей разных способностей и возможностей.

HBR — Россия: Почему именно массовая школа?

Ямбург: Эта модель всегда будет самой распространенной. Я решил модернизировать ее, чтобы она отвечала на угрозы современности. Это, например, генетическая усталость нации (и, как следствие, рост числа детей с отклонениями в развитии), демографический сдвиг, проявляющийся, в частности, в том, что основной прирост рождаемости дают мигранты. Контингент учащихся становится очень неоднородным, и школа должна быть к этому готова.

Каковы основные задачи школы, кроме образовательной?

Воспитывать толерантность, научить представителей разных культур, национальностей, конфессий жить вместе. Если ребенок в раннем возрасте интегрируется в неоднородную среду, он будет готов к общению; если он почувствует себя в чем-то компетентным, то не будет испытывать зависти к более успешным сверстникам. Школа должна восстановить разрушенную ценностную шкалу — в этом смысле педагогика важней, чем экономика. И, конечно, — научить детей не врать. Большая ложь начинается ­с малого вранья, с четверки, поставленной вместо двойки.

С какими трудностями сталкиваются учителя?

Учитель сегодня оказался на перекрестке открытых вопросов. Под сомнение поставлена, с одной стороны, просвещенческая парадигма образования, вера в то, что человека можно облагородить, а с другой — наши ценности (как утверждают многие культурологи, они тормозят интеграцию России в мировое сообщество). Много проблем вызывает непродуманность политики в области образования. Государство требует обучать всех, даже детей, подобных сосуду без дна: как их ни наполняй, все выльется. Но я убежден: лить надо, стенки все равно что-то впитают. Однако тут возникает противоречие: учителя, который удерживает в классе детей из неблагополучных семей, при проверке качества знаний учащихся признают некомпетентным. Пока не понятно, как уравновесить это коромысло, на одном плече которого социальная задача обучать всех, а на другом — интеллектуальная задача вырастить поколение, которое будет проводить модернизацию.

Что вы понимаете под воспитанием средой?

Среда формирует ментальность. Любой коридор в школе — это воспитательное пространст­во. Ребенок как соленый огурец — в хорошем рассоле просаливается. Я не верю в формирование высоких ценностей, в изучение греческой философии, христианских притч в условиях, когда плохо пахнет из туалета.

Нужна ли демократия в школе?

Школа не должна быть тюрьмой, но и свободу нельзя абсолютизировать. Детям нельзя во всем потакать: когда заласканные дети попадают в жесткую конкурентную среду, случаются истерики, суициды. В нашем перекошенном социуме мы постоянно сталкиваемся с парадоксами. Когда ученик на просьбу учителя вымыть тряпку говорит, что это не входит в его обязанности, — это абсурд! Ученикам необходимо прививать навыки самообслуживания.

Как вы относитесь к планам преподавать основы религии?

Это огромная ошибка. Школа в многонациональной поликонфессиональной стране должна оставаться светской — это техника безопасности. Но быть светской не значит быть агрессивно атеистической. Надо изучать великие книги, Библию, Коран, и искать в них то, что объединяет людей.