Николай Луганский | Большие Идеи

? Дело жизни


Николай Луганский

Музыка — это мир, равновесомый самой жизни, но почти с ней не пересекающийся, — считает один из ярчайших пианистов современности, солист Московской филармонии, Заслуженный артист РФ Николай Луганский.

Автор: Анна Натитник

Николай Луганский

читайте также

Прежде чем вы примете ответственное решение…

Дэн Ловалло,  Дэниел Канеман,  Оливье Сибони

Как защитить ваш бизнес от коррупции

Андрей Айвазов

Командовать парадом будет... кто?

Бленко Марсия,  Роджерс Пол

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Музыка — это мир, равновесомый самой жизни, но почти с ней не пересекающийся, — считает один из ярчайших пианистов современности, солист Московской филармонии, Заслуженный артист РФ Николай Луганский.

HBR — Россия: Чувствуете ли вы ответственность перед исполняемым произведением?

Луганский: Да. Есть ответственность формальная — нужно выучить произведение, уметь его сыграть. А есть более глубокая: если вы не любите это произведение, если оно не заставляет ваше сердце биться чаще, играть его непорядочно. Так же, как непорядочно жить с человеком, которого не любишь. Исполнитель должен все время пытаться подняться до состояния того немыслимого вдохновения, которое осеняло композитора. Если включается автопилот — это уже безответственность.

Как вы относитесь к тому, что классическая музыка превращается в шоу-бизнес?

Я не думаю, что она превращается в шоу-бизнес. Были эпохи, когда люди об этом кричали гораздо громче. Когда Бетховен видел успех первых опер Россини, он думал то же самое. Правда, с тех пор шоу-бизнес изменился и его размах благодаря СМИ, стадионам и т.д. значительно увеличился. Да, элементы бизнеса могут проникать в сферу организации концертов, но сама музыка остается неизменной. Хотя определенная опасность все же есть: когда речь идет об очень больших деньгах, качество часто отходит на задний план. Один из самых успешных в финансовом плане музыкантов, скрипач и дирижер Андре Рьё, никогда не попал бы в финал серьезного конкурса.

Надо ли популяризировать классическую музыку или она должна оставаться, скажем так, элитарным искусством?

Классическая музыка — не элитарное искусство. Это мнение активно навязывается людям, особенно в России, в рамках пропаганды рок-музыки. Рок рассчитан на стадионы, вмещающие 100—150 тысяч человек, — естественно, он приносит немыслимую прибыль. А концерт классической музыки в зале, в котором больше 3000 мест, полноценным не назовешь. Игра с микрофоном идет вразрез с природой классической музыки. Популяризировать классическую музыку, конечно, нужно. Это делалось в СССР: были дневные концерты, открытые репетиции, телевизионные программы. Сегодня — почти нет, так как это не приносит быстрой прибыли. Можно перенимать европейский опыт: там проводят фестивали, билеты на которые стоят очень дешево, а концерты идут весь день при переполненных залах. Но пока в России все стремятся к мгновенному обогащению, популяризировать классическую музыку трудно.

Какую роль в становлении пианиста играет школа?

Школа учит мастерству, необходимому для долголетия музыканта. В 20 лет прекрасно играют все, в 40 — отдельные пианисты, а в 60 — это большая редкость. С другой стороны, то, как пианист и произведение великого композитора идут навстречу друг другу, сродни любви. А в любви школа играет незаметную роль.

Кто из ваших педагогов оказал на вас наибольшее влияние и почему?

Все мои педагоги были замечательными учителями: и Т.Е. Кестнер, и С.Л. Доренский, но самое сильное влияние на меня оказала Татьяна Петровна Николаева. Она была великой пианисткой, с каждым годом играла все больше, преподавала, сидела в жюри, давала мастер-классы, записывалась. Она была человеком немыслимой активности. Смотришь на нее и понимаешь: музыка — это богатство, от этого нельзя устать, это всегда безумно интересно, и чем ты старше, тем интереснее.