Дело жизни: Ирина Прохорова | Большие Идеи

? Дело жизни

Дело жизни:
Ирина Прохорова

Интервью с Ириной Прохоровой

Автор: Анна Натитник

Дело жизни: Ирина Прохорова

читайте также

Почему жизнь за границей помогает карьере

Адам Галински,  Джексон Лу,  Отилия Ободару,  Уильям Мэддакс,  Хайо Адам

Три совета, которые помогут сделать яркую презентацию со слайдами

«Шесть сигм» для ценообразования

Содхи Манмохан,  Содхи Навдип

На пути к корпоративной ответственности

Задек Саймон

В 1992 году Ирина Прохорова создала первый независимый филологический журнал «Новое литературное обозрение». Со временем проект прирос одноименным книжным издательством, журналами «Неприкосновенный запас» и «Теория моды» и ежегодной международной научной конференцией «Банные чтения», а Ирина Прохорова получила ряд престижнейших премий, среди которых Госпремия РФ за журнал НЛО в номинации «Лучший просветительский проект» и премия Андрея Белого за заслуги перед русской литературой. 

HBR — Россия: Как вы формулируете свою основную профессиональную задачу?

Прохорова: Когда я создавала журнал, в стране была нехватка книг, информации, нельзя было толком заниматься наукой. Я хотела заполнить эти лакуны, сделать журнал, который будет формировать новую гуманитарную среду. Кроме того, я ставила перед собой задачу промотировать отечественную интеллектуальную мысль, включить ее в международный контекст. Для меня НЛО — в некотором смысле вольный университет, где концентрируются лучшие мировые умы, где идет обработка новых идей, выкристаллизовываются новые направления в науке, модернизируется гуманитарное знание. Проблема нашей страны в вакууме новых созидательных идей. А свято место пусто не бывает — его занимают обскурантистские фантазмы. Мы пытаемся это предотвратить, нащупать возможности интеллектуального прорыва. Так что НЛО — просветительский проект в широком смысле слова.

Только просветительский или к тому же коммерческий?

Это специфический бизнес, он не может приносить сверхприбылей. Если вы сводите концы с концами, получаете полтора-два процента прибыли — это уже замечательно.

Вы выпускаете интеллектуальную литературу — как вам удается конкурировать с крупными издательствами?

С одной стороны, мы развиваем ту нишу, в которую они вряд ли пойдут. С другой — ведем бесконечную борьбу: ищем лазейки, вырабатываем смекалку. Мы постоянно боремся за гранты, ведем проекты с разными организациями, пытаемся оптимизировать расходы, развивать систему распространения. Кроме того, мне помогает брат, Михаил Прохоров, и я ему бесконечно признательна. К сожалению, независимых книжных издателей сейчас осталось очень мало, и их спасение я вижу, в частности, в опоре на новые технологии: интернет, электронные книги и т.д.

А государственная поддержка?

Зарубежный опыт показывает, что успех книгоиздания во многом зависит от культурной политики государства. Во Франции небольшие издательства поддерживаются на законодатель­ном уровне, чтобы они могли конкурировать с крупными концернами и оставаться независимыми. Во многих странах существуют фонды, в том числе государственные, которые помогают издателям. Новые книги и идеи, как правило, убыточны, и, если их не поддерживать, произойдет интеллектуальный провал. Способно ли наше государство заниматься такими вещами — большой вопрос.

Каково будущее книжного рынка?

Рынок в том виде, в котором он существовал 500 лет, сильно изменится, но сохранится главное — интерес к чтению и к новой информации. В ближайшее время печатной литературы станет меньше, но она не исчезнет полностью. Будет отцифровано огромное количество книг, возникнет мировая библиотечная сеть, что может привести к новой интеллектуальной революции. Другое дело, что роль издателя изменится радикально: возможно, он будет функционировать как литагент.

В каком состоянии пребывает современная российская литература?

Интересным периодом с точки зрения литературы у нас были 1990-е годы. А сейчас, как и везде в мире, — спад. Но мы все равно ищем интересные тексты. Я на это смотрю философски: значит, идет накопление сил и подготовка к новому взлету.