«Задача МФТИ — стать брендовым университетом мирового уровня» | Большие Идеи

? Дело жизни

«Задача МФТИ — стать брендовым университетом
мирового уровня»

Интервью с ректором Московского физико-технического института Николаем Кудрявцевым

Автор: Анна Натитник

«Задача МФТИ — стать брендовым университетом мирового уровня»
Павел Маркелов

читайте также

Зеленая экономика как система

Джонсон Марк,  Саскевич Джош

Полезные подсказки, или Как заставить людей поступать правильно

Бешиарс Джон,  Франческа Джино

«Harvard Business Review — Россия» №127: самое интересное

Редакция «HBR — Россия»

Хотите повлиять на людей — позвольте им выбирать

Стив В. Мартин

Поступив в 1967 году в Московский физико-технический институт, Николай Николаевич Кудрявцев остался в нем, чтобы пройти путь от ассистента кафедры до ректора. Профессор, член-корреспондент РАН, он 23 года возглавляет сильнейший технический вуз страны, занимающий высокие строчки мировых рейтингов. 

HBR Россия: Как МФТИ дался переход на дистанционное обучение?

Кудрявцев: Мы перешли за два-три дня, причем на высоком уровне и без особых проблем. У нас уже многое было готово: мы и раньше использовали элементы дистанционного обучения. В сложившейся ситуации мы увидели немало плюсов. Например, студенты могут посмотреть лекции всех преподавателей, читающих тот или иной предмет, и выбрать того, кто им нравится. А преподавателям волей неволей приходится более четко структурировать свои лекции и занятия. При этом нагрузка на них, конечно, возрастает.

Сохраните ли вы онлайн-обучение, хотя бы частично, в будущем?

Уже сейчас многое можно сделать в режиме онлайн с привлечением элементов искусственного интеллекта. Специальные алгоритмы могут следить, как идет процесс обучения, диагностировать, какие разделы студент хуже усваивает, корректировать его нагрузку. Это и есть перспектива, над которой мы думаем. 

Я убежден, что преподаватель нужен для проектной работы, для консультаций со студентами. А то, что учащийся может сделать сам: изучить предмет на базовом уровне, выполнить какие-то задания, — он должен делать без участия преподавателя, в онлайн-режиме. С педагогов надо снять часть нагрузки, освободить их от технической рутины, оставить им творческую работу, общение со студентами. Общение — это самое важное в учебном процессе. Если разгрузить преподавателей, они смогут взаимодействовать со студентами более тесно, говорить с ними о креативных вещах, о высоком полете мысли в той или иной задаче, а не разбирать азы. Это позволит существенно повысить качество образования.

Когда вы планируете перейти к такому методу обучения?

Этот процесс будет плавным и неравномерным. Если у нас появятся локальные инициативы: кто-то захочет первым перейти на эту систему, — мы будем их поддерживать. Сейчас к нам приходит поколение «цифровых» студентов: они не могут жить без интернета, планшета, телефона — и новый процесс образования точно им подойдет. Мы видим, что они в нем заинтересованы и понимают его эффективность. Так что если бы мы сами не пошли по этому пути, они бы нас заставили.

МФТИ занимает высокие места в международных рейтингах. Считаете ли вы, что эти рейтинги— единственный способ судить о качестве вузов?

Рейтинги нужны и важны: они показывают институт другим и позволяют ему самому взглянуть на себя со стороны и увидеть свои слабые места. Но нельзя, чтобы они стали самоцелью. Рейтинги должны идти вслед за делом: университет лучше работает — повышаются рейтинги. И все же вуз нельзя оценивать только по рейтингам: они не отражают всех аспектов его деятельности. 

Как бы вы сформулировали основную задачу МФТИ на сегодняшний день?

Стать брендовым университетом мирового уровняс прекрасным кампусом. Создать технологическую долину, в центре которой будет Физтех, а вокруг — технологические компании. Это будет университет 3.0, в котором сочетаются образование, наука и бизнес — организации, в которых наши выпускники будут внедрять университетские разработки. Такие фирмы к нам уже приходят и селятся рядом: им нужны наши студенты. 

Создавая этот кластер, ориентируетесь ли вы на западные образцы?

Да — на MIT и Стэнфорд. При этом мы, конечно, учитываем национальные особенности: в каждой стране они свои.

На должности ректора вам пришлось оставить преподавательскую и, наверняка, научную работу. Не жалеете ли вы об этом?

Это естественное развитие событий: на разных этапах жизни мы занимаемся разными делами. Когда я пришел в науку, то сам проводил эксперименты, сам все обсчитывал, потом у меня появились ученики и я стал руководить ими, затем я начал уделять много времени организационной работе, был заместителем декана, потом деканом. Так в конце концов, перемещаясь со ступеньки на ступеньку, я занял пост ректора. 

Я ни о чем не жалею: у меня есть ученики, ко мне часто обращаются за советом, интересуются моим мнением, обсуждают со мной научные вопросы. Да, я любил преподавать и, когда стал ректором, продолжал читать лекции. Но лет восемь назад понял, что у меня не хватает на все времени: мне приходилось одну-две лекции в семестр переносить, а для учебного процесса это плохо. Поскольку я убежден: если что-то делаешь, нужно делать это хорошо, — я решил оставить преподавание. 

Науку я не бросил — стал заниматься ею на другом уровне и в другом объеме, который сейчас представляется мне оптимальным. Почти 30 лет назад мы с коллегами основали технологическую компанию, и я участвую в ее научной и организационной работе. Компания разрабатывает и производит оборудование для обеззараживания воды, воздуха и т. д. Сейчас, в связи с эпидемией, это особенно востребовано.  

Что вас больше всего привлекает в ректорской работе?

Ректорство подразумевает высокую степень ответственности. Ректор влияет на судьбы сотрудников, студентов. С одной стороны это тяжело, а с другой — дает ощущение, что твоя деятельность помогает людям, которые работают с тобой. Для меня это очень важно.

Ректор — один из тех, кто вырабатывает стратегию развития университета. Это тоже чрезвычайно ответственно: любой неверный шаг сулит потерю времени, сил и сторонников. Часто приходится сталкиваться с недоверием: люди хотят жить и работать так, как они привыкли, и на первых этапах настороженно относятся к переменам. Приходится объяснять, почему мы приняли то или иное решение, — и это замечательно, ведь опытным педагогам известно: чем больше объясняешь, тем лучше сам во всем разбираешься. Меняя стратегию развития, мы ставим эксперименты над людьми, потому что университет — это в первую очередь преподаватели и студенты. Цена ошибки велика, поэтому приходится быть максимально осторожными. Не убедив коллег, что мы движемся в верном направлении, нельзя идти вперед. На это требуется время, но иначе нельзя. Так что находить оптимальную траекторию развития вуза — для меня, пожалуй, самое привлекательное в работе. 

Какие изменения, из тех что вы провели в университете, кажутся вам наиболее важными?

Я строго к себе отношусь, поэтому не могу сказать, что я совершил что-то великое. Главное, что мы стремимся сделать, — вернуть Физтех к тем принципам, которые провозгласили его основатели. При этом, безусловно, мы учитываем, что находимся в новой реальности. Принципов всего три: преподавать должны ученые; студенты во время учебы должны работать в научных и технологических компаниях; мы принимаем только талантливых ребят, потому что наши программы очень сложные. 

Мне повезло: когда я учился, все мои преподаватели были совместителями, то есть учеными из ведущих научных институтов и предприятий. Преимущество таких педагогов, во-первых, в том, что они обращают меньше внимания на технические детали и считают, что студенты должны сами их осваивать, и во-вторых, в том, что они показывают, как их курс может пригодиться на практике. Все это существенно мотивирует студентов. Штатные преподаватели-методисты, конечно, тоже нужны: они «цементируют» знания, данные учеными. Штатные педагоги и совместители должны работать в творческом контакте друг с другом. В 1990-е годы, когда стала меняться ситуация в стране, этот принцип работы, к сожалению, стал уходить. Теперь мы его вернули.

Что касается второго принципа, то наши студенты примерно три года из шести (учитывая магистратуру) проводят в научных организациях, в которых у нас расположены кафедры. Там им преподают действующие ученые и технологи. У нас сейчас 116 таких организаций — примерно 40% из Академии наук, 40% из государственного технологического сектора и около 20% частных технологических компаний. 

Ваш третий принцип касается талантливых ребят. Между тем вы принимаете не только тех, кто набирает самые высокие баллы на ЕГЭ, но и тех, у кого баллы несколько ниже. Как вы это объясняете?

Последние два года проходной балл у нас был очень высокий — 97,4 на один предмет. Честно говоря, нас это не радует. Чтобы получить столь высокий балл, нужно последний год обучения в школе полностью погрузиться в подготовку, отдать ей все силы и душу. Это могут себе позволить не все. Кроме того, в техническом вузе нужны еще и ребята, у которых не только золотая голова, но и золотые руки. Чтобы найти таких абитуриентов, мы беседуем с каждым поступающим, спрашиваем: чем вы собираетесь заниматься, любите ли вы мастерить, помогаете ли дома по хозяйству и так далее. На таких собеседованиях люди раскрываются. 

До введения ЕГЭ у нас вообще не было проходного балла: мы принимали по собеседованию. Люди с горящими глазами могли поступить на Физтех, даже если набрали не очень много баллов. И мы ни разу не ошибались, выбирая студентов. Сейчас мы стараемся действовать так же. 

Конечно, тем, у кого баллы ниже проходного (90, в крайнем случае 85), приходится учиться за деньги. Однако зачастую такие ребята не могут платить за учебу. Поняв это, мы запустили проект — наши выпускники, состоявшиеся как предприниматели, стали финансировать их обучение. Потом подтянулись организации, в которых расположены наши кафедры: их представители, присутствующие на собеседовании, отбирают абитуриентов, которых хотели бы видеть у себя в компании, и спонсируют их. За некоторых платит сам университет. В результате из 200 «платников» у нас половина «квазиплатников» — тех, у кого есть спонсоры.

Изменились ли абитуриенты за последнее время?

По моим наблюдениям, примерно раз в 10 лет к нам приходят новые люди. Нынешнее поколение студентовмне очень нравится. Это более прагматичные, четкие, целеустремленные люди. Они все подвергают сомнению — и это прекрасно. В отличие от нас, они видят мир во всем его многообразии: у нас все было черно-белым, а у них окрашено во все цвета радуги. Они уверены в себе и понимают, что они лучшие.

У МФТИ статус научно-исследовательского университета, то есть вы фокусируетесь не только на преподавании, но и на науке. Почему это важно?

Пять-семь лет назад мы решили, что МФТИ должен заниматься наукой не только на своих базовых предприятиях, но еще и в кампусе. Это было важно, например, для привлечения молодых специалистов: выпускники не хотели идти к нам только преподавать. Сейчас у нас очень сильная команда молодых сотрудников, которые и преподают, и занимаются наукой. Благодаря этому мы производим огромное количество публикаций и разработок. Мы стали мощным научным центром. И это не просто наука — это правильно устроенная наука: наши основные достижения реализуются на практике. У нас есть дочки — технологические компании, которые мы учредили, — они внедряют результаты наших исследований, и даже внучки — компании, созданные дочками, — они работают полностью в технологическом бизнес-поле.

Как вы смотрите на популярное в прошлом противопоставление физиков и лириков: актуально ли оно до сих пор?

Конечно, нет. Я считаю, что технарь должен быть развит гуманитарно. Если он интересуется только своей наукой, то его разработки, как правило, оказываются плохими: он не понимает, чего ждет от него общество.

Гуманитарная компонента невероятно важна. Когда ученый бьется над сложной технической темой и у него не идет мысль, стоит отвлечься на что-нибудь гуманитарное, не связанное с его наукой. В это время мозг будет в фоновом режиме работать над решением научной проблемы — и в какой-то момент обязательно произойдет прорыв: на голову ученому упадет ньютоновское яблоко.