«Чтобы вести за собой команду, нужна харизма, иначе ничего не получится»
Анна НатитникБолее 20 лет главный тренер сборной России по синхронному плаванию Татьяна Николаевна Покровская приводит свою команду к победам. Под ее руководством сборная завоевывала все золотые медали на Олимпийских играх этих лет, а также многочисленные награды на чемпионатах мира, Европы и других важнейших соревнованиях.
В чем секрет успеха тренерской работы?
Наверное, что-то зависит от тренера как от человека, от его способностей, таланта. Но главный секрет — в честной серьезной работе.
Каким, по-вашему, должен быть тренер?
Он должен болеть своей работой, быть невероятно увлеченным, обладать определенным багажом знаний. Необходима также жертвенность: в жертву приносится очень многое — личное время, даже здоровье. Кроме того, он должен быть специалистом по психологии, чтобы находить подход к разным людям, ведь синхронное плавание — командный вид спорта. А чтобы вести за собой команду, нужна еще и харизма, иначе ничего не получится.
Отбирая спортсменов в сборную, вы оцениваете их подготовку, технику или важно что-то еще?
На одной технике далеко не уедешь. Важны данные, которыми наделил спортсменку бог, ее координация, реакция. Но я считаю, что главное — голова: может ли девочка быстро соображать, понимать, что ей говорят, учиться. Если она, например, медлительная — разве из нее получится лидер в спорте?
Важен ли характер? Можете ли вы взять в команду, например, склочную спортсменку?
У нас таких не бывает, потому что команда — это прежде всего коллектив. Склочные девочки у нас не уживутся. Кроме того, спортсменам некогда интриговать: они так много работают и устают (кроме спорта у них масса других занятий и увлечений), что им не до склок. Они отрабатывают и расходятся, чтобы заниматься личными делами.
Построением команды вы занимаетесь только на тренировках или пытаетесь сплотить спортсменок и за пределами бассейна?
Четырех часов тренировок на воде и полутора часов в зале вполне хватает. В остальное время спортсменки должны отдыхать и жить своей жизнью. Они профессионалы и имеют право на личную жизнь — это правило построения коллектива.
Помимо России вы тренировали в Испании, в Бразилии. Отличается ли подход к работе и синхронному плаванию в этих странах?
Конечно. Во-первых, в России есть школа синхронного плавания. Она создавалась еще при Советском Союзе, когда у нас была совсем другая система образования и спорта. Мы вышли из нее, опираемся на нее. Во-вторых, и этого нельзя отрицать, нам помогает государство: девочки в сборной команде получают стипендии. Все остальное — человеческий фактор. К тренерам везде относятся по-разному: кого-то уважают, ценят, кого-то нет. От страны это не зависит. Сейчас мы лидеры, на нас все равняются, работают по русской схеме, поэтому уважение, конечно, чувствуется.
Вы давно занимаете должность главного тренера сборной России. Нет ли у вас ощущения выгорания, которое часто настигает, когда долго делаешь одно и то же?
Нельзя сказать, что я делаю одно и то же. Меняются спортсмены, приходят новые — со своими трудностями, недочетами. И начинается новая работа, становление новой команды, постановка новых композиций. Все меняется и обновляется. К тому же в моей работе всегда есть место творчеству, а оно засасывает.
В чем творческая составляющая вашей работы?
Мы ищем музыку или заказываем ее композиторам, задавая им тематику. Потом думаем над образом: создавая композиции, мы отталкиваемся именно от образа. Мы не прибегаем к помощи иностранных специалистов, хореографов — все делаем сами.
Принимая решения, в том числе при составлении программы, вы советуетесь со спортсменками или ставите их перед фактом?
Я советуюсь с теми, с кем работаю давно: со взрослыми, титулованными спортсменками, олимпийскими чемпионками. Часто я предлагаю им решения — и они или соглашаются, или просят подумать еще. У нас творческий спортивный союз. Те же, кто только пришел в команду, — необстрелянные воробьи, им нужно еще набираться опыта. Совета спрашивать у них еще рано.
Спортивная карьера длится не очень долго. Как ваши девушки готовятся к жизни после спорта?
Многие оканчивают два института — сначала институт физкультуры, потом МГУ, экономические вузы, педагогические. Они привыкли много трудиться, сжимать свой график так, чтобы в 24 часа уместить и работу, и отдых, и самообразование, и учебу. Хотя, честно говоря, не представляю себе, как им это удается.
Наши спортсменки, закончившие спортивную карьеру, оказываются очень востребованными. Наталья Ищенко, пятикратная Олимпийская чемпионка, 19-кратная чемпионка мира, стала заместителем председателя правительства Калининградской области — министром спорта; Анастасия Давыдова, пятикратная Олимпийская чемпионка, — генеральным секретарем Олимпийского комитета России; Ольга Брусникина, трехкратная Олимпийская чемпионка, — членом Совета при Президенте РФ по физической культуре и спорту, членом исполкома Олимпийского комитета России.
Можете ли вы представить себе жизнь без спорта?
Я стараюсь не задавать себе этого вопроса. Я сейчас в полном здравии и в силах — почему я должна что-то менять, если я к этой жизни привыкла? Это всегда очень сложно. Все придет само в свое время.
Правда ли, что на работе и вне работы вы — два разных человека?
Да, это так. Работа — это одно, а жизнь — это другое. На работе я требовательна, я максималистка. Но от работы нужно отвлекаться: если быть такой же требовательной в жизни, можно сойти с ума.