читайте также
Стэн Ли не любил, когда художники напрасно тратили время. Выдающийся автор и издатель комиксов, умерший в ноябре 2018 года в возрасте 95 лет, считал, что, если люди сидят без дела, они в любой момент могут от скуки уйти к конкуренту. Кроме того, он всегда лично заботился о том, чтобы его сотрудникам не приходилось считать каждый цент. Ли всегда обеспечивал своим подчиненным постоянную занятость, иногда даже в ущерб бизнесу.
Многим известна история о том, как однажды Стэн Ли раздал намного больше заданий, чем было нужно компании, и не сказал об этом своему начальнику, издателю Мартину Гудману. Лишними комиксами он забил один из шкафов в студии, чтобы воспользоваться ими, когда придет время. Когда Гудман увидел этот шкаф, он велел Ли уволить всю его команду. Тот выполнил указание начальника, хотя и чувствовал, что это было ошибкой. Впоследствии Ли настаивал на том, что, давая дополнительные задания, он инвестировал в своих сотрудников.
Я изучал биографию и карьеру Стэна Ли для моей книги «Супербоссы». Как я уже писал раньше в статье HBR, супербосс — это не просто хороший начальник, который умело организует рабочий процесс или перевыполняет план по доходам. Супербоссы находят талантливых сотрудников, обучают их и обеспечивают постоянных приток новых кадров. Так, например, Джон Стюарт делал популярными комиков в передаче Daily Show, а шеф-повар и ресторатор Элис Уотерс помогала карьере новых шефов. Супербоссы, умеющие находить, воспитывать и развивать таланты, как супергерои из комиксов, оказывают колоссальное влияние на то, что происходит в компании.
Не давать сотрудникам скучать — это всего лишь один из уроков, который я усвоил благодаря Стэну Ли. Второй не менее важный урок — не становиться цензором. Ли предпочитал, чтобы участники его команды самостоятельно принимали все креативные решения. Он вспоминал, как однажды ему довелось работать над комиксом, в финале которого было использовано слово «пого-стик» (pogo stick — популярная игрушка в виде прыжковой ходули — прим. ред.). Редактор комикса решил, что негородским читателям не понравится слово «пого-стик» и велел заменить его на «роликовые коньки». Ли согласился, хотя это и испортило шутку. В конце концов, комикс и вовсе не вышел в свет, а Ли признался: «Такая цензура для меня — это почти бесстыдство». Нанимая художника, дайте ему возможность делать свою работу, объяснял он. «Если человек занимается творческим трудом, и, по его мнению, что-то должно быть сделано так, а не иначе, позвольте ему сделать это», — призывал Ли.
Стэн Ли подкрепил свои слова делом несколько лет спустя, когда комикс «Халк», франшиза компании Marvel, лег в основу популярного телесериала. Он был поражен тем, как творческая команда трансформировала «Халка» для нового формата, и был рад остаться в стороне. Позднее он вспоминал: «Я очень многое понял про телевидение из наших разговоров с Кеном Джонсоном о том, как лучше адаптировать «Невероятного Халка» к формату телевизионного сериала. Успех этого шоу, созданного под руководством Кена, доказывает, насколько важно доверять творческие проекты по-настоящему талантливым и креативным людям». Ли с удовольствием отстранился и доверился самым молодым членам команды, которых более консервативные руководители сочли бы слишком «зелеными».
Третий урок, который я перенял от Стэна Ли, — хвалите своих сотрудников, когда они этого заслуживают. Это звучит так просто, но так редко случается в жизни. Один из приемов, которым Ли пользовался, чтобы похвалить коллег, — страница с фамилиями авторов. Этот раздел был уникальным, до Ли художники которые рисовали комиксы, оставались анонимными. На этой странице вы могли прочесть, например, такое: «Сценарий написан со Страстью Стэном Ли. Нарисовано с Гордостью Джеком Керби. Великолепно раскрашено Джо Синноттом. Текст написан Скрипучим Пером Арти Симека». Кроме того, Ли регулярно писал о своих сотрудниках в ежемесячном бюллетене The Bullpen Bulletin. Такие отзывы иногда меняли карьеры. Например, художник Джек Керби в середине своего карьерного пути получил от Стэна Ли прозвище «Король комиксов», и многие называют его так и по сей день. Такой пиар был не только полезен авторам комиксов. Он позволял молодым читателям стать преданными фанатами того или иного художника. Благодаря этому многие художники стали ассоциироваться с Marvel, а читатели почувствовали особую связь с любимым брендом. Так Ли продвигал своих талантливых сотрудников и повышал уровень профессионализма в мире комиксов (это было еще одной его страстью).
Наконец, пример Стэна Ли напоминает нам о том, что мы должны мечтать о большем. Это оптимальный способ мотивировать своих лучших сотрудников. «Мы пытаемся переосмыслить жанр комиксов и сделать его достойным уважения», — сказал однажды Ли. Он чувствовал, что комиксы — место для важных социальных высказываний, что они могут быть проницательными и остроумными. Он верил, что наступить день, когда любой образованный взрослый человек не будет стесняться идти по улице с комиксами в руках, и всеми силами приближал этот день. Он считал, что комиксы должны изучаться в университетах: «Если люди изучают кино, телевидение, оперу, балет, концерты, скульптуру, живопись, и другие жанры искусства, они могут изучать и комиксы, потому что комиксы тоже формируют образ мышления людей». Ли утверждал, что нет никаких причин, по которым комиксы не должны считаться искусством. И этот подход привлек к созданию комиксов многих талантливых художников.
Да, Ли не был идеальным, как и любой другой человек. Но в конечном счете, он изменил роль комиксов, сделав их искусством, привнес больше профессионализма в свою отрасль и способствовал карьерному росту десятков своих сотрудников. Любой руководитель охарактеризовал бы такое наследие словом «супер».
Об авторе. Сидни Финкельштейн (Sydney Finkelstein) — профессор менеджмента в бизнес-школе Така Дартмутского колледжа, автор книги «Superbosses: How Exceptional Leaders Master the Flow of Talent».