Как восстановить цепочки поставок в условиях кризиса | Полезное - только важное и актуальное renchen.ru
Кризис-менеджмент

Как восстановить цепочки поставок в условиях кризиса

Елена Ипполитова
Как восстановить цепочки поставок в условиях кризиса
Фото: Marcin Jozwiak / Unsplash

Не успев оправиться от таких последствий пандемии, как блокировка привычных транспортных маршрутов, нехватка контейнеров и взрывной рост стоимости фрахта, российские импортеры столкнулись с очередным логистическим кризисом: после февральских событий поставки снова частично остановились.

По оценкам компании FourKites, отслеживающей мировые перевозки, объем импорта на отечественный рынок к середине марта упал почти до 60%.

Большинство маршрутов, по которым ранее товары доставлялись в Россию, либо снова оказались заблокированы, либо функционируют в режиме высочайшего напряжения. Импортеры в условиях крайней неопределенности вынуждены перестраивать схемы поставок в кратчайшие сроки, чтобы исполнять контракты в срок. Ведь помимо дороговизны логистических услуг, нехватки транспортных средств и регулярных заторов, появилась новая проблема — постоянно меняющиеся ограничения на работу с отечественным рынком.

Наш опыт существования в новой реальности показал, что смена транспортного партнера, к которой в аналогичных случаях прибегают многие компании, не поможет избежать перебоев в поставках. Необходим пересмотр традиционных подходов к выстраиванию логистики, прежде всего за счет оптимального управления товарными, информационными и денежными потоками. При этом отечественным импортерам в период постоянной турбулентности, возможно, придется менять не только маршруты перевозок и ассортимент товаров, но и условия расчетов с транспортными партнерами и поставщиками.

Как показал опыт «Артели», перезапустить работу логистических цепочек, а также оперативно их перестроить в зависимости от глобальной экономической ситуации, помогает комплекс из шести инициатив, реализация которых доступна каждому импортеру на российском рынке.

1. Проводите постоянный информационный мониторинг

Прежние ограничения касались импорта конкретных товарных групп. Сегодня добавились новые барьеры, связанные как с проведением денежных операций, так и с позицией по работе с отечественными компаниями глобальных транспортных игроков и экспортеров. Максимально подробно изучите релевантную информацию в интернете. Тем более что вы можете настроить интересный вам пул новостных профильных источников, после чего мониторинг значительно упростится.

Учитывайте, что число барьеров может непредсказуемо увеличиваться, и ищите информацию, имеющую отношение к перевозкам и денежным операциям в режиме нон-стоп. Не ждите, что регуляторы, транспортники или профильные ведомства сделают таргетированную рассылку для импортеров о новых ограничениях. Мониторинг также позволит быстрее получить данные о снятии барьеров для российских компаний внутри страны.

Мы отслеживаем топ-новости в «Яндексе». Наш опыт показывает, что это проще и быстрее мониторинга лент новостных агентств, которые освещают проблемы логистических цепочек. Именно так, например, мы узнали о снятии запретов на импорт цитрусовых из Китая, а затем и другой продукции.

2. Ищите не нового перевозчика, а новый регион

В условиях, когда многие страны оказались временно закрыты для российских импортеров, компаниям приходится задумываться о новых рынках. Главные критерии выбора — отсутствие жестких барьеров на торговые операции с Россией, возможность выбора поставщиков аналогичной продукции, а также развитые логистические мощности.

Сейчас импортерам стоит присмотреться к рынку Турции и расширить контакты с Киргизией и Узбекистаном. Соглашение о свободной торговле у России действует с Ираном и Вьетнамом. Однако мы советуем в основном сосредоточиться на работе со странами Юго-Восточной Азии и, прежде всего, с Китаем. Этот регион готов предложить множество альтернатив продукции в разных товарных группах, кроме того, он обладает развитой логистикой. Правда, работа с Поднебесной усложнилась из-за ограничений, вызванных пандемией, и периодического закрытия рынка для внешнеторговых операций. Особенно это касается автомобильных перевозок: так, на пункте Забайкальск — Маньчжурия по-прежнему сохраняются очереди. Однако по мере снижения активности коронавируса, эти риски уменьшаются.

Импорт можно организовать через погранпереходы в Забайкальске и Казахстане. Это, в частности, подойдет компаниям, везущим грузы на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток или в европейскую часть страны — в этом случае транспортировка идет по Восточному полигону (Байкало-Амурской и Транссибирской магистралям). В настоящее время грузопотоки перестраиваются с учетом непростой экономической ситуации. Мы также ожидаем, что в конце августа 2022 года заработает новый погранпереход Нижнеленинское — Тунцзян (железнодорожный мост через Амур, соединяющий российский и китайский берега реки), что станет дополнительным подспорьем для российских компаний.

Нашей компании приходилось не раз менять регионы для закупок продукции, чтобы выполнить обязательства по заключенным контрактам. Так, попавшие в 2019 году под запрет из-за ограничений Роспотребнадзора яблоки из Китая мы заменяли продукцией из Сербии. А виноград предпочли поставлять не из Индии, а из Узбекистана.

3. Заведите «глаза» и «уши» компании на новом рынке

Сведений из открытых источников в интернете часто недостаточно для восстановления разорванных логистических цепочек. Информация о перевозках специфическая, и она не всегда оперативно попадает в новостные ленты. Между тем в перестройке транспортных потоков скорость критически важна: даже если продукция не относится к скоропортящейся, задержки доставки оборачиваются гигантскими убытками. Ценным источником информации о перевозчиках и банках, готовых работать с российскими компаниями, а также об очередях на погранпунктах могут стать брокерские компании и другие поставщики. Как правило, они в курсе всех последних новостей и готовы оперативно сообщать о них компаниям-партнерам, поэтому не советую пренебрегать такой возможностью и рекомендую поддерживать с ними постоянный контакт.

На зарубежном рынке полезно иметь собственного представителя, особенно если этот регион для вас новый и полезных контактов вы еще не наработали. С помощью такого человека вы сможете узнавать важные отраслевые новости — от регуляторных правил до погодных условий, что позволит вам быстро корректировать сроки и способы перевозок. Дополнительным бонусом станет возможность более тщательной проверки качества товара, который поставляет местный партнер, и снижение стоимости груза для растаможки.

советуем прочитать

Об авторе

Елена Ипполитова — основатель дистрибуторской компании «Артель».

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Последнее испытание
Уитни Джонсон
Реальная трансформация
Марина Иванющенкова
Сохранит ли компания Groupon свою бизнес-модель?
Каран Жиротра,  Сергей Нетесин,  Симон Маринези